Ледокол «Ангара» в Иркутске
Общая информация о ледоколе «Ангара»
Ледокол «Ангара» — корабль-музей, расположенный в Иркутске, в микрорайоне Солнечный. «Ангара» стала первым российским, а позднее и советским паровым ледоколом. Ледокол «Ангара» стал одним из пяти советских ледоколов, приобретенных еще Российской империей. Сегодня же преобразованный в музей корабль считается старейшим ледоколом не только в России, но и во всем мире. Ледокол не стал самым крупным кораблем в своем роде – его длина достигает всего 61 метра, а ширина – почти 11 метров. При этом высота ледокола составила 7, 6 метра, а осадка – 4,7 метра. Общее водоизмещение ледокола достигло внушающих 1400 тонн, регистровый тоннаж составил 250 тонн. Ледокол был способен расколоть лед толщиной до 100 сантиметров и двигался за счет одного гребного винта, одной паровой машины тройного расширения и четырех локомобильных котлов. Использовавшийся в основном для грузопассажирских перевозок ледокол мог вместить на свой борт до 160 человек команды и пассажиров.
Созданный на заре Октябрьской революции ледокол успел поработать паромной переправой для железнодорожных составов и кораблем для пассажирских перевозок. Кроме того, во время Гражданской войны «Ангара» совершала рейды по берегам Байкала. В наши дни ледокол «Ангара» представляет собой корабль-музей, рассказывающий не только об истории и странствиях ледокола, но и судоходстве на Байкале в целом.
История ледокола «Ангара»
В последнем десятилетии XIX века было начато строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Но строительство Кругобайкальской железной дороги было затруднено сложными геологическими условиями – для дороги нужно было пробить 39 тоннелей в горных породах, возвести несколько мостов и насыпей. Строительство этого железнодорожного участка существенно затянулось, в то время как европейской части России нужно было поддерживать постоянную коммуникацию с дальним Востоком и Японией. Связным звеном с самыми восточными территориями страны стал заказанный в Англии паром-ледокол «Байкал».
В 1898 году ледокол «Байкал» доставили на озеро, в честь которого он получил свое название, и уже в 1899 году он был спущен на воду. Но уже после первого пробного рейса было обнаружено, что Байкальские льды английскому ледоколу не по зубам – корабль свободно раскалывал лед толщиной до 70 сантиметров, но промерзающие до 1 метра участки льда сильно сотрясали палубу, ставя под угрозу и перевозимый груз, и саму команду корабля. В результате непригодности «Байкала» для форсирования льда, было принято решение о строительстве второго ледокола – «Ангары».
«Ангара» была заказана у той же английской компании, что и «Байкал» — «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко». В 1899 году разобранном виде ледокол был доставлен на станцию Байкал, где оперативно началась его сборка. В день над ледоколом трудилось около 300 человек, и уже в июле 1990 году ледокол торжественно был спущен на воду. После введения в эксплуатацию ледокол ежедневно перевозил железнодорожные составы и прокладывал дорогу для ледокола «Байкал». Ежедневно ледоколы совершали по два рейса через Байкал, перевозя грузы и пассажиров. Но после завершения строительства Кругобайкальской железной дороги в 1906 году, оба ледокола были отправлены на консервацию.
После событий октября 1917 году «Ангара» снова вышла в плавание – на этот раз ледокол перевозил исключительно пассажиров. Во время Гражданской войны ледокол был оборудован несколькими орудиями и пулеметами и совершал рейды по берегам Байкала для уничтожения чехословацких войск. В 1918 году ледокол был разоружен. В январе 1920 года на борту ледокола было совершено массовое убийство бежавших из иркутской тюрьмы заключенных.
В конце 1929 года «Ангара» потерпела крушение и подверглась капитальному ремонту, через 20 лет был проведен второй капитальный ремонт. В 1962 году ледокол был исключен из иркутского флота, в 1975 году было решено разобрать ледокол на металлолом, но судно село на мель в Иркутском водохранилище, где больше десяти лет простояло в полузатопленном состоянии. В 1987 году было решено превратить заброшенно судно в корабль-музей. Уже в ноябре 1990 года ледокол был перемещен в Иркутск, где в 1991 году состоялось торжественное открытие музея.
Экспозиция ледокола «Ангара»
Сегодня музей регулярно посещают как жители Иркутска, так и его гости. В музее постоянно работают две экспозиции – экспозиция, рассказывающая о судоходстве на озере Байкал, и экспозиция, посвященная исключительно «Ангаре».
В рамках первой экспозиции посетители музея могут подробно узнать не только о Восточносибирском пароходстве в целом и судоходстве на озере Байкал в частности, но и об истории Байкальской железнодорожной переправы и культуре и быте коренных народов Иркутской области. Вторая экспозиция сосредоточена на истории ледокола, всех событиях, произошедших на его борту и, конечно же, командам ледокола, бороздившим воды Байкала. В музее можно найти множество подлинных документов, фотографий и личных вещей членов экипажа ледокола. Особое место уделено капитанам ледокола – в музее не забыли ни об одном капитане судна, начиная от первого главы судна И. Ф. Мазура, сопроводившего «Ангару» в ее первое плавание, до Н. Ф. Зубкова, пришвартовавшего ледокол в порте Байкал. Кроме того, гостям музея разрешено осмотреть котельное отделение ледокола, где демонстрируется работа подлинной паровой машины корабля.
Отдых вблизи ледокола «Ангара»
Сегодня ледокол пришвартован на специальном пирсе вблизи микрорайона Солнечный, где можно не только посетить корабль-музей, но и попробовать другие развлечения. Ледокол расположен в небольшой бухте в непосредственной близости от Иркутской гидроэлектростанции, и противоположный ледоколу берег часто посещается любителями покупаться – вода здесь хорошо прогревается и настолько чистая, что легко можно увидеть каменистое дно. Рядом с ледоколом также работает прокат спортивного оборудования – катамаранов и байдарок. Вывести катамараны в воды бухты можно только в летние месяцы. Кроме того, рядом с ледоколом летом собираются любители виндсерфинга, на уроки которого можно записаться не отходя далеко от музея – школа виндсерфинга, где также можно взять доску напрокат, работает в 100 метрах от музея.
Как добраться до ледокола «Ангара»
Добраться до ледокола на общественном транспорте можно без пересадок практически из любой точки Иркутска. Ледокол пришвартован на въезде в микрорайон Солнечный, поэтому из центра города добраться до него проще всего будет на автобусах 16 маршрута, а также машинах маршрутов 16с и 16к. Также доехать до «Ангары» можно на 5 троллейбусе. Ближайшей к ледоколу остановкой музея общественного транспорта стала остановка «Проспект маршала Жукова». Расстояние от остановки до музея составляет меньше 300 метров. Кроме того, направляясь на экскурсию в корабль-музей, можно выйти на остановке «Байкальский микрорайон». Расстояние до самого ледокола от этой остановки составит чуть больше километра, но пешая прогулка будет того стоить – при подходе к музею можно в полной мере полюбоваться пришвартованным на Ангаре ледоколом, часто окруженным в ясные летние дни множеством парусников.