Петроглифы горы Жалгыс-Тобе

Алтай, это бесспорный сакральный центр древнего мира, времён энеолита, бронзы, пазырыкской культуры. Также бесспорно и то, что древние жители этих суровых, но жизненно самодостаточных пространств имели единую систему нравственных, а также и культурных ценностей. Эти людские племена, словно серебряной вязью были оплетены общей генеалогией, эпосом, космогоническими взглядами, культом земного плодородия и магическим действом охоты. Петроглифы Алтая – это наглядное материальное свидетельство значимости Алтая в нескончаемой ленте Мёбиуса – ленте времени.

Гора Жалгыс-Тобе

На правобережье Чаган-Бургазы, вливающейся в Чую, высится, заметная практически отовсюду в Чуйской степи, одинокая гора Жалгыз-Тобе.

Жалгыс-Тобе, это казахская интерпретация алтайского Jаныс-Тöбö, что в русском звучании будет – одинокий холм (одинокая гора). На сланцевых поверхностях скал этой одинокой горы древними обитателями этих мест выбиты сотни (более семиста) изображений животных, людей, элементов костюма, украшений, оружия, конской упряжи. Изображения имеют вид как одиночных, персонифицированных рисунков, так и ярко выраженные сюжетные композиции охоты, воинские сцены.

На вершине скалы имеется надпись, сделанная рунами.

Петроглифы горного алтая

Стиль петроглифов

Через каменные страницы этой скальной книги Жалтыс-Тобе прорывается в наше время из глубины тысячелетий загадочная и таинственная жизнь народов Алтая. Петроглифы “одинокой горы” – один из главных источников, доносящих до нас сведения о духовной и материальной культуре древних кочевых племен Алтая.

Эти петроглифы – живые рассказы давно ушедших предков нынешних алтайцев об их жизни, обычаях, верованиях.

Определить время создания этих “картинных галерей-музеев” помогает стиль, художественные приёмы, техника выбивки и нанесения рисунка. Цвет камня-основы, патина камня, всё влияет на построение композиции петроглифа и технологию нанесения рисунка.

Рисунки “одинокой горы” исследователи относят к эпохе бронзы. Множество рисунков выполнены штриховыми линиями гравированными по сланцу. Характерной иллюстрацией этой техники служит сюжет преследования пешего лучника всадником с копьём верхом на лошади.

Наскальные петроглифы горы Жангыз-Тобе по праву считаются одними из лучших петроглифов Алтая. Именно они выделяются целой серией рисунков военной тематики, исполненных древним художником в технике, называемой сегодня техникой граффити.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика