Кезер-таш. Связующая нить времен

Люди с древних времен на местах упокоения сородичей устанавливали памятные знаки: стелы, камни, курганы, позднее кресты, полумесяцы и обелиски.

Особенно вычурные, если усопший был доблестным воином или могущественным правителем.

Каждое время оставило для потомков свои неповторимые приметы, дабы не прерывалась нить, связующая поколения. В Египте это пирамиды, а народы древней Азии насыпали курганы и ставили изваяния, получившие в наше время название «каменные бабы».

 

Местные жители называют их «Кезер-таш». Эти истуканы пережили тысячелетия, войны, набеги, погодные катаклизмы и варварское отношение.

 

В Горном Алтае особенно много таких древнетюркских памятных знаков, только в Курайской степи вдоль Чуйского тракта найдены более 30 истуканов. Ученые относят их к 6-9 веку нашей эры.

Изваяния неплохо сохранились и представляют собой иногда грубые, а порой вполне реалистичные изображения прапрапредков. На некоторых камнях отчетливо видны только высеченные лица, на других вытесаны предметы одежды, украшения и оружие.

 

На местах погребения воителей и правителей устанавливали небольшие мемориальные храмы, от которых сохранились только оградки. А с восточной стороны, обязательно «лицом» на восход, за оградкой ставили «кезер-таш».

На наиболее сохранившемся изваянии у кордона Беле различим пояс с наборными бляхами. Такие бляхи, в зависимости от металла и количества, определяли ранг человека в обществе.

На лице ясно видны раскосые глаза, рот с опущенными уголками, усы и острая бородка. Правая рука занята сосудом, как бы показывая, что покойный тоже «участвует» в тризне, левая опущена на рукоять сабли.

 

Древние тюрки старались придавать истуканам максимальное сходство с умершим, веря, что душа усопшего хранится в надгробном камне.

 

Значительное количество «каменных баб» на Горном Алтае позволяет предположить их массовое производство.

При этом многие памятники изготовлены из специально сколотых камней, изначально напоминающих фигуру человека. Часто истуканы выполнялись из валунов удлиненной формы, обкатанных самой природой. Лишние грани подтесывали, округляли, шлифовали, на гладкой поверхности высекали портрет погибшего.

 

На Алтае находят множество каменных карьеров, в которых, возможно, и добывали материал для «кезер-таш». Но ни одной «архитектурной мастерской» до сих пор обнаружить не удалось.

 

Изучая надгробные изваяния, ученые могут узнать многое о жизни людей, живших за века до нас: статусное ранжирование, обычаи и мировоззрение.

 

На «кезер-таш» нет имен и дат, но они молчаливо намекают, что все проходит, остается лишь память в устных преданиях и материальных свидетельствах ушедших эпох. И эту память стоит хранить, чтобы не прервалась нить, соединяющая прошлое и настоящее. Это помогает людям оставаться людьми и осознавать причастность человечества к вечности.


Loading...Loading...

Добавить комментарий