К истокам традиционного шаманизма на Алтае
Посетив республиканский Горно-Алтайский национальный музей имени А.В. Анохина, туристы окунутся в особенности культурных традиций и верований алтайцев
Традиционный алтайский шаманизм особое учение, передаваемое в шаманских семьях устно, не имеющее письменных основ, поклонение всесильным духам родной природы. В древние времена коренные жители Алтая, проживающие в суровых условиях горного региона, обожествляли все стихии вокруг своих стойбищ. Среди милых и родных сердцу горных вершин повсеместно жили могущественные, почитаемые ими духи, у гор, святых источников, леса, огня были свои духи, помогали в повседневной жизни духи рода, помощники живых среди умерших когда-то предков.
Мир духовный и материальный коренные жители разделяют на отдельные, хорошо представляемые ими, основополагающие ипостасные основы. Высшая сфера является миром благодатного и доброго божества Алтая Ульгеня. Его трудами создано и повелевается все сущее под небесами. За радугой и звездами находится как драгоценный ларец жилище доброго Ульгеня, во дворце его золотые сияющие ворота и трон. К нему обращается в своем мистическом танце, названном камланием белый шаман. Просит он о благополучии в добрых начинаниях, о прибавлении потомства у людей, об обилии скота, о легкой дороге, чтобы люди и животные не болели.
У доброго Ульгеня многочисленная семья, помогающих ему духов, в любой час они помогают людям, если их, почитая и уважая, просят в обряде камлания. Шаман произносит заклинания у костра, олицетворяющего дух огня кочевых народов От – Ана, покровительствует он домашнему очагу. Любимая супруга духа – несравненная Умай – Ине, покровительствует женщинам и детям. До наступления первого дня рождения ребенок, по поверью не принадлежит родителям, а находится под покровительством Умай – Ине. Когда младенцу исполняется год родные организуют празднество для богини Умай – Ине в благодарность за сохранение ребенка. Традиция праздника уходит вглубь веков, ведь известно, что у кочевых народов дети умирали в большинстве своем в младенчестве.
Возглавляет живущих в нижнем мире противодействующих человеку сущностей злой дух гор Эрлик. Он подчинен высшему духу, но находится с ним в противодействии, под девятью подземными слоями от поверхности стоит в мрачном месте дворец Эрлика из черного по легендам железа, он отделен от остального мира чугунными воротами, внутри дворца чугунный страшный трон. Находится дворец Эрлика на острове, вокруг него озеро с черными водами. Через озеро только один мост, ведущий на остров, ширина моста с конский волос, за ним начинается мрачное царство умерших душ. Эрлику помогают в его происках злые духи, камлает ему вдалеке от людей черный шаман.
Третьей ипостасной основой является видимая всеми жизнь на поверхности земли. Именно здесь идет постоянная схватка между добрым и злым началом за человеческие души.
Будущий шаман подрастает в шаманском роду, это чаще мальчик, он сторонится людей, тонким психическим зрением хорошо чувствует, происходящее в видимом и невидимом мире. Он уходит в тайгу, долго живет там совершенно один, может забыть имя, именно такого необычного мальчика объявляют шаманом преемником. Для него готовят шаманский плащ, бубен, который будет сопровождать в мистических путешествиях и колотушку. Плащ увешан подарками благодарных людей, фигурками зверей и птиц, перьями, интересной формы камешками. Бубен как живое существо наполнено помогающими шаману добрыми духами. Если с ним после смерти шамана не проведен важный ритуал, бубны даже в музеях ведут себя неспокойно, падают со стен, двигаются. Украшен бубен сюжетной картинкой, но на нем нет изображения мира Эрлика.