К истокам традиционного шаманизма на Алтае

Посетив республиканский Горно-Алтайский национальный музей имени А.В. Анохина, туристы окунутся в особенности культурных традиций и верований алтайцев

Традиционный алтайский шаманизм особое учение, передаваемое в шаманских семьях устно, не имеющее письменных основ, поклонение всесильным духам родной природы. В древние времена коренные жители Алтая, проживающие в суровых условиях горного региона, обожествляли все стихии вокруг своих стойбищ. Среди милых и родных сердцу горных вершин повсеместно жили могущественные, почитаемые ими духи, у гор, святых источников, леса, огня были свои духи, помогали в повседневной жизни духи рода, помощники живых среди умерших когда-то предков.

Мир духовный и материальный коренные жители разделяют на отдельные, хорошо представляемые ими, основополагающие ипостасные основы. Высшая сфера является миром благодатного и доброго божества Алтая Ульгеня. Его трудами создано  и повелевается все сущее под небесами. За радугой и звездами находится как драгоценный ларец жилище доброго Ульгеня, во дворце его золотые сияющие ворота и трон. К нему обращается в своем мистическом танце, названном камланием  белый шаман. Просит он о благополучии в добрых начинаниях, о прибавлении потомства у людей, об обилии скота, о легкой  дороге, чтобы люди и животные не болели.

Камлание шамана

У доброго Ульгеня многочисленная семья, помогающих ему духов, в любой час они помогают людям, если их, почитая и уважая, просят в обряде камлания. Шаман произносит заклинания у костра, олицетворяющего дух огня кочевых народов От – Ана, покровительствует он домашнему очагу. Любимая супруга духа – несравненная Умай –  Ине, покровительствует женщинам и детям. До наступления первого дня рождения ребенок, по поверью не принадлежит родителям, а находится под покровительством Умай – Ине. Когда младенцу исполняется год родные организуют празднество для богини Умай – Ине в  благодарность за сохранение ребенка. Традиция праздника уходит вглубь веков, ведь известно, что у кочевых народов дети умирали в большинстве своем в младенчестве.

Возглавляет живущих в нижнем мире противодействующих человеку сущностей злой дух гор Эрлик. Он подчинен высшему духу, но находится с ним в противодействии, под девятью подземными слоями от поверхности стоит в мрачном месте дворец Эрлика из черного по легендам железа, он отделен от остального мира чугунными воротами, внутри дворца чугунный страшный трон. Находится дворец Эрлика на острове, вокруг него озеро с черными водами. Через озеро только один мост, ведущий на остров, ширина моста с конский волос, за ним  начинается мрачное царство умерших душ.  Эрлику помогают в его происках злые духи, камлает ему вдалеке от людей черный шаман.

шаманизм на Алтае

Третьей ипостасной основой является видимая всеми жизнь на поверхности земли.  Именно здесь идет постоянная схватка между добрым и злым началом за человеческие души.

Будущий шаман подрастает в шаманском роду, это чаще мальчик, он сторонится людей, тонким психическим зрением хорошо чувствует,  происходящее в видимом и невидимом мире. Он уходит в тайгу, долго живет там совершенно один, может забыть имя,  именно такого необычного мальчика объявляют шаманом преемником. Для него готовят шаманский плащ, бубен, который будет сопровождать в мистических путешествиях и колотушку. Плащ увешан подарками благодарных людей, фигурками зверей и птиц, перьями, интересной формы камешками. Бубен как живое существо наполнено помогающими шаману добрыми духами. Если с ним после смерти шамана не проведен важный ритуал, бубны даже в музеях ведут себя неспокойно, падают со стен, двигаются. Украшен бубен сюжетной картинкой, но на нем нет изображения мира Эрлика.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика