Русское село Уймонской долины

Самое первое поселение русских в Уймонской степи возникло по требованию властей России к, тайно жившему вместе со своим семейством в устье р. Аргут, староверу Гавриилу Бочкарёву.

Участь староверов XVII-го века

Жизнь староверов на Руси к концу 17-го века была жизнью изгоев государства Российского, которое превратило людей, сберегающих собственную веру, в “беглых”, то есть, самых опасных преступников. Так в 1685 году по царскому Указу всех беглых староверов было приказано повсюду вылавливать и жечь.

Лишь в самом конце века было разрешено “высочайшим соизволением” предоставлять староверам гражданские права с обложением их двойным подушным окладом и обязательным несением низовой службы государевой. В случае же отказа старообрядца от таковой “милости”, предписывалась казнь и обязательная конфискация имущества. Розыск старообрядцев велся по всем уголкам государства Российского.

Изменения отношения к старообрядцам со стороны властей России пришлось на царствование Екатерины II. Екатерининские указы 1762, 1769, 1782 и 1785 г.г. значительно приблизили в правах староверов к остальным гражданам империи. Рескрипты императрицы требовали по отношению к старообрядцам впредь ни мало не притеснять их за веру, беглым же определялось полное прощение.

уймонская долина

Выбор Гавриила Бочкарёва

После того как местопроживание Гавриила со семейством было обнаружено, он, во избежание создания конфликтной ситуации с властями, подаёт прошение о принятии всех членов его семьи и проживающих с ними родственников в подданство России. Прошение было удовлетворено с условием переселения всего семейного клана Бочкарёва из ущелья Аргута в долину, по руслу Катуни.

От тогдашнего местожительства Г. Бочкарёва до местоположения нынешнего села Верхний Уймон не меньше сотни километров. Сход семейства из ущелья в долину, вероятно происходил по левобережью Катуни, поскольку другой берег изобиловал её многочисленными труднопроходимыми притоками.

Староверы Уймона

Поднимался Гавриил вверх по Катуни и первая степь на его пути была Катандинская. Однако, привыкнув к мирной жизни в удалении от посягательств извне на его бытие, Гавриил,  был наслышан о кочующих в этой степи алтайцах-калмыках в счёте не менее десяти аилов. Русские , ушедшие в раскол и поселившиеся между Малой и Большой Котандой, постоянно враждовали с кочевниками-алтайами и, спокойствия ради, оставили основанное ими селение. Минуя эти места Бочкарёв решил идти дальше.

Придя в Уймонскую долину Гавриил  переправляется через Катунь на правый берег и основывает здесь своё поселение в устье незавидно маленькой, да к тому же блуждающей, речушки Окол. Место это, с погляда Гавриила, привыкшего жить скрытно, как раз и обладало этим достоинством. От выбранного им места имелись пути ухода в горы для укрытия на случай опасности. Имя поселению Гавриил дал Верхний Уймон. Правительство поощрило Бочкарёва после переселения, одарив его боронами и сохами. а вскоре к бочкарёвцам присоединились такие же “приимцы” в подданство российское, бухтарминские староверы.

Время всех этих событий, – год 1797 – 1798, что и считается днем рождения села Верхний Уймон.

В уймонской долине

В днях сегодняшних

На время нашего повествования о селе, – год 2014, в нём проживает поболее чем 670 человек. Все русские. В селе 237 подворий. Среди этих подворий живы дома, рубленные из пихты и лиственницы ещё в 19-м веке, по тем старым плотницким канонам, когда дерево из лесу брали только зимой, сверяясь с лунным циклом.

Село имеет два музея: музей Рёрихов и школьный краеведческий.

До турбазы “Верхний Уймон” идти от села в сторону гор – 5 км. На западной околице села можно увидеть могильник гунно-сарматской культуры, в котором насчитывается 50 невысоких  курганов из камня. Формирование на Алтае этой культуры завершилось в III до нашей эры.

В музее доступны к просмотру предметы ещё более древних времён из раскопок с восточной стороны села.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика