Эльбрус: легенды божественные и человеческие

Таинственный узник

Над вершинами Кавказа главенствует ледяной старец Эльбрус. Очертания правильного конуса горы и двух ее равноценных вершин вечно вдохновляют народы, обитающие у его подножья. Человек, увидевший Эльбрус хоть в первый, хоть в сотый раз, не перестает восхищаться этой почти одушевленной горой.

На Кавказе об Эльбрусе сложено множество легенд, основная мысль которых — «человеческая» душа горы. В одних сказаниях он предстает окаменевшим воином, сразившимся с другими горами. В других — содержит в себе древнего старца, прикованного цепями еще в молодости и вечно рвущегося на свободу. Освобождение узника сулит смерть человеческому роду, поэтому приблизиться к недоступной вершине считается дерзким поступком.

Предания горцев точно отражают научные сведения о горе, полученные в результаты многолетних экспедиций. Эльбрус — заснувший вулкан, извергавшийся, по геологическим меркам, совсем недавно — уже в эпоху появления человека. В настоящее время он остыл настолько, что ледяной покров на его «головах» составляет до 400 м. О бурном прошлом напоминают горячие источники да несколько кратеров в теле горы, разглядеть которые могут только специалисты. По научным расчетам, «буйный старец», томящийся в темницах Эльбруса, успокоился навсегда.

На вершине — люди…

Европейцы на Кавказе

Перед любознательным человеком Эльбрус предстал одной из высочайших вершин мира и самой выдающейся вершиной Европы. Недаром в XIX веке, едва на Кавказе установился хрупкий мир, сюда потянулись альпинисты из западных государств. Но справедливость взяла верх: первовосходителем стал местный житель, карачаевец Хилар Качиров. Его победа стала возможной благодаря экспедиции, организованной Российской Академией Наук и русским генералом Г.А. Эммануэлем.
После этого на Эльбрус началось паломничество иностранцев. До конца XIX в на двуглавой горе побывали немцы, англичане, итальянцы, швейцарцы и венгры. Все экспедиции сопровождали проводники — карачаевцы и балкарцы, то и дело спасавшие восходителей от гибели. Только в последнем десятилетии века на гору взошел русский подижник — военный топограф А.В. Пастухов, с целью картографической съемки неизведанного еще Кавказа.

Высокогорная война

Самыми яркими событиями XX века стали подъем на вершину знаменитого революционера С.М. Кирова, сооружение на разных высотах приютов для альпинистов, массовые восхождения «по обязательству» колхозников и балкарских комсомолок, и, наконец, альпиниада, прерванная сообщением о начале войны с фашистской Германией.
В августе 1942 года беспрепятственно прошедшие через земли Карачая немецкие егеря из горной дивизии «Эдельвейс» совершили восхождение на вершину с водружением флага «Третьего Рейха». Проводником был немецкий альпинист, бывший здесь в довоенные годы. Германские газеты мгновенно раструбили потрясающую новость, снабженную фотографиями: «Европа у наших ног!». «Упакованные» веревками и горными приспособлениями егеря стоят на вершине, в легких головных уборах и форме, под развевающимся штандартом.

Свержение фашистского полотнища стало делом чести для советского командования. Едва произошел перелом в войне за Кавказ, группа бойцов-альпинистов из 6-ти человек, во главе с мастером спорта А.М. Гусевым совершили неслыханный подвиг, возможный, наверное, только русскому менталитету. 13-го февраля 1943 г, в условиях жестокой метели и 40 градусного мороза, они поднялись на западную вершину, откуда сбросили остатки полотнища со свастикой и установили красный флаг.

Сражение за вершину Эльбруса до сих пор покрыто тайнами. Поисковые работы здесь затруднены по известным причинам, лишь во время редких оттепелей гора понемногу выпускает из снежного покрова орудия и останки солдат, для определения принадлежности которых нужно каждый раз совершать новые подвиги.

Лошади…

Продавец воды

В конце 90-х, когда казалось бы, стране было не до подвигов, Эльбрус был покорен тремя лошадьми карачаевской породы, выращенными потомственным коневодом Клыч-Гери Урусовым. Мероприятие готовилось долго. Клыч-Гери был одержим идеей зайти на гору на коне еще с детства. В его селении ходила легенда о карачаевской всаднице, покорившей вершину и не вернувшейся назад.

На вершине неприступной горы, рассказывали старики, жило страшное чудовище — Сарубек. Временами он задерживал реки, текущие с вершины и люди томились жаждой. За воду Сарубек требовал плату — красивых девушек. Каждый год люди отводили жертву к ледникам Эльбруса, пока одна смелая девушка не решила отомстить чудовищу. Сев на коня, она отправилась на поиски Сарубека в вечные снега. Какая драма разыгралась на Эльбрусе — никто не знает, но с тех пор реки Кубань, Баксан и Малка, рождающиеся в вечных льдах, никогда не иссякали.


Имбирь, Хузрук и Даур

В 1965 г всадники уже совершали неудачную попытку, дойдя только до скал Пастухова (4000м). Дальше лошади не могли идти из-за рыхлого снега. Но Клыч-Гери был уверен, что карачаевские кони непременно дойдут, так как это была особая, выносливая, высокогорная порода, над выведением которой он сам трудился многие годы. Были выбраны три жеребца, которых повели молодые пастухи (сам коневод был уже стар для восхождений). Лошадей подковали специальными подковами с шипами для льда, а на глаза, вместо затемненных очков, приладили куски пластиковых бутылок.

Каждый жеребец нес груз 100 кг. На высотах более 3000м, где другие кони уже падают и страдают горной болезнью, Имбирь, Хурзук и Даур шли совершенно спокойно и выполняли команды. Около полудня, 2 августа 1997 г, к всеобщему удивлению и восхищению иностранцев, штурмующих Эльбрус в этот день, карачаевские кони поднялись на вершину, оставив доказательство в виде отпечатков шипованных подков на белоснежном склоне.

… и автомобиль

Люди и машина

Всего лишь за год до лошадей, в 1997 г, на вершину впервые в истории заехал автомобиль. Это был специально подготовленный Land Rover с командой из пяти человек. Они не были профессиональными альпинистами, но зато знали всё о возможностях внедорожника. Из-за недостаточной подготовки люди страдали от высотной болезни, но сумели направить угасающую волю на достижение цели. Метр за метром, постоянно ремонтируя отказывающие системы Rover-а в условиях сильного ветра и мороза, восходители достигли вершины за 44 дня с момента начала подъема.

Два рекорда

На спуске машину пришлось бросить. Последнюю попытку спасти героический автомобиль предпринял водитель высокого профессионального уровня Николай Никульшин. Высадив людей, он понесся вниз по леднику, стараясь вырулить на каменистый грунт. Но машина стала неуправляемой и полетела в пропасть. Никульшин успел выскочить из нее в последний момент. Всё происходило на высоте более 4000 м.

Это достижение дважды было отмечено в книге рекордов Гиннеса как «самое высокогорное восхождение с автомобилем» и «самая высокогорная авария». Land Rover стал памятником самому себе: до сих пор он лежит грудой металла на месте своего падения.

Ступени к мечте

Доступность и техническая легкость восхождений сделало Эльбрус любимой вершиной начинающих альпинистов. В наше время процент удачных восхождений очень высок благодаря хорошей экипировке, неспешной акклиматизации и наличию транспортных средств, доставляющих восходителей.

Бочки

На склонах Эльбруса курсирует канатная дорога с несколькими станциями, до которых можно доехать без особой подготовки, чтобы полюбоваться окрестностями. Многим туристам вполне хватает этих впечатлений, ярких снимков и общения с людьми, только что побывавшими на вершине. Остальные, решившиеся на большее, едут до конечной станции — Гарабаши, расположенной на высоте 3800 м, где уже можно заметить легкие симптомы «горной болезни».

Здесь, уже в суровых условиях высокогорья, среди снега и камней, туристов ждут горизонтально уложенные бочки, выкрашенные в цвета российского триколора — гостиница «люкс»! Места в них бронируют заранее, так как для успешного восхождения годится лишь пара месяцев в году — июль и август. Снежное поле расцвечено пуховками суетящихся и размещающихся гостей. Температура воздуха летом — чуть ниже нуля. Днем атмосфера может раскалиться до +40, но под ногами по-прежнему будет шуршать лишь слегка подтаявший снег.

Самостоятельные восходители предпочитают не пользоваться канатной дорогой как «неспортивным» способом подъема и набирают высоту 3500 за пару дней по дороге, проложенной курсирующей к гостиницам техникой. Такой поход благотворно влияет на акклиматизацию благодаря постепенному набору высоты. К тому же, можно не спеша насладиться открывающимися пейзажами.

Приют 11-ти

Проведя в «Бочках» сколько угодно дней, высокогорные туристы переселяются в следующую гостиницу — «Приют 11-ти», на 4000 м. Одиннадцать — это численность экскурсионной группы Кавказского горного общества, поднявшейся на Эльбрус в 1909г. На этом месте альпинисты остановились на ночевку и сделали надпись на камнях, которая и стала названием лагеря.
В дальнейшем с этим местом было связано много триумфальных и трагических историй, в том числе строительство самой высокогорной гостиницы Европы и занятие ее немецкими егерями.

К вершине

Желающих ехать еще выше подвозят ратраки — высокогорные «трактора» на широких гусеницах. Последняя точка досягаемости техники — скалы Пастухова — 4500м. Отсюда, через вечные льды, десятилетиями протоптана тропа, на которой невозможно заблудиться. Последний приют — прикрепленная растяжками к скалам хижина на 6-8 человек — стоит на седловине между двумя вершинами, на высоте 5300 и является высочайшей «гостиницей» в России.
Здесь можно переждать непогоду или еще раз трезво оценить свои силы. До вершины остается каких-то 340 метров. Высота, покоряющаяся внизу за 20-30 минут, в заоблачном мире может забрать всю оставшуюся жизнь.


Loading...Loading...

Добавить комментарий