Томский областной художественный музей
Человека с самого рождения окружают сонмы, мириады образов растительного и животного мира, бесчисленное количество оттенков цвета, неохватная палитра красок природы, совокупная композиция человека и окружающего его пространственного мира. И со времен каменного века человек пытается запечатлеть эти образы, композиции, краски сначала в пещерно-наскальных петроглифах, в скульптурных стелах-менгирах, затем в красочных композициях настенной росписи египетских пирамид, в великолепии мозаик и скульптуры Древней Греции, в творении эпохи итальянского Ренессанса и в работах сегодняшних, современных художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров.
Человек чувствует, видит себя неотъемлемой частицей этого необъятного бесконечного мира, и как сам мир бесконечно многообразен, так и восприятие этого мира в одних и тех же явлениях бесконечно разное. Так разнятся восприятия войны у Пабло Пикассо в его «Гернике» и у Василия Верещагина в его «Апофеозе войны», буйство красок у Мартироса Сарьяна и высочайшее внутреннее эмоциональное напряжение в весьма скромном, но необычайно глубоком колорите работы И Левитана «Над вечным покоем».
И человек издревле старался как-то сохранить это своё восприятие окружающего мира и, видимо именно отсюда, из этого желания человека, шло зарождение будущих художественных музеев во всём мире.
Начало…
Прошлый век, год 1975. В Томске проходит выездной пленум Союза художников РСФСР. В ходе пленума возникает и впервые озвучивается идея о создании в Томске своего художественного музея. Зародившись, идея созревала и вылилась в 1979 в решение горисполкома г. Томска об открытии художественного музея. Здесь же определялось, что музей будет являться учреждением искусствоведческим, просветительским и научно-исследовательским. Миссия весьма обширная. Подготовка к открытию музея для посетителей заняла у сотрудников музея три года, и лишь в 1982 году, базируясь на коллекции Томского краеведческого музея по разделам древнерусских икон, живописи и графических работ русских художников от 19 века до дней открытия музея, а также небольшого количества работ западноевропейцев 17-19 веков, Томский художественный музей стал открыт для посещений.
Местообитание…
В старой части Томска, в её центре, в Ямском переулке (ныне пер. Нахановича), под номером 3, расположился бывший купеческий особняк – трёхэтажное каменное здание постройки 1903 года, являющееся памятником архитектуры, созданное по проекту архитектора-сибиряка К. К. Лыгина. Вот именно это здание и занимает ныне Томский художественный музей. Рядом имеется флигель, соединённый в 60-е годы ушедшего прошлого века с основным зданием. Во флигеле разместились фондохранилище, образовательно-музейный отдел, изостудия.
Сегодня музей проводит огромную просветительскую работу и является поистине кладезем ценнейших материальных элементов художественной культуры.