Старинная водонапорная башня в Ижморском

В конце 19 века началось строительство Транссиба.

Крестьяне массово переселялись за Урал и обживали новые территории. Стройка и обслуживание железной дороги требовали немало технических и людских ресурсов. Вдоль всего пути возникали поселения.

Паровозным котлам постоянно требовалась вода, поэтому для снабжения железнодорожной техники каждые 40 км строились водонапорные башни. Изначально воду подвозили в больших бочках, используя лошадиные подводы.

 

И в наши дни практически на всех станциях и полустанках, в поселках и городах в привычный ландшафт вписаны старинные водонапорные башни.

Кстати в 2019 году история российских водонапорных башен отметила юбилей. 500 лет назад, в 1519 году в Пскове был построен первый водопровод с искусственным поднятием воды. Активное же строительство таких сооружений началось в 18 веке.

 

 

Сохранившиеся до нашего времени башни где-то превратились в развалины, кое-где приспособлены под жилые дома или автосервисы. Но в некоторых местах водонапорные башни не только сохранили первоначальный облик, но и до сих пор служат по прямому назначению.

 

Один из таких архитектурных памятников находится в поселке Ижморский Кемеровской области, на ветке Транссиба Тайга-Ачинск. Если вы путешествуете по Сибири как турист, не забудьте про сумку. Стильные мужские сумки можно купить здесь: http://www.koshelek77.ru/muzhskie-sumki.

Поселок, а позже и станцию назвали переселенцы из Пензенского края в честь своих родных мест. Башня, построенная в 1896 году прекрасно сохранилась и служит не только целям железной дороги, но и снабжает водой жителей поселка.

 

10 лет назад башню бережно отреставрировали, сохранив все особенности постройки. Даже старинные четырехгранные скобы и гвозди продолжают исправно нести службу.

 

Водонапорные башни строились в модном для того времени стиле модерн, с некоторыми элементами неоготического и мавританского стилей. Все они схожи по конструкции(каменный низ и деревянный верх с накопителем), но каждая имеет свои внешние отличия.

 

Низ водонапорной башни в пос. Ижморский выложен из красного кирпича, производство которого для нужд Транссиба финансировалось из государственной казны. Такой кирпич использовали не только при строительстве башен, но и при возведении жилых домов, что вызвало в свое время много споров.

 

Водонапорная башня в Ижморском хоть и выглядит архаично, но вполне крепкая и симпатичная. Кирпичная кладка хорошо сохранилась, как и своеобразные узоры под деревянным верхом. Дверь с кирпичной аркой словно приглашает войти в другой мир.

 

 

Главное окно наверху украшено резными наличниками, как и венчающая башню крыша.

 

Местные жители воспринимают башню вполне утилитарно, как само собой разумеющееся. И только проезжающие гости обращают внимание на уникальный памятник и часто его фотографируют.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика