Сплавы по Катуни.

Катунь – классическая река для туристов-водников, самый известный маршрут Горного Алтая, достаточно сложный для того, чтобы быть рекомендованным только для опытных туристов, но и не запредельный, что позволяет уверенно его преодолевать на самых разных видах туристских судов.
Катунь по оценке сложности для сплава разделяется на три участка: Верхняя Катунь, Средняя и Нижняя.
На участке Верхней Катуни река не имеет особой мощности и большую часть препятствий составляют ливеры и несложные пороги. Технически интересны только пороги под общим названием Щеки, требующие внимательного просмотра и организации страховки. Все они сосредоточены в скальном несплошном каньоне и представляют собой проходы в скальных сужениях, осложненные камнями в русле. Наиболее сложными являются Щеки-3 и 4. Для успешного прохождения Щек требуется определенная слаломная подготовка и схоженность экипажей. После Щек продолжаются несложные порожки и шиверы, постепенно слабеющие и за впадением слева реки Кокса начинается Уймонская степь, по которой и проходит участок под названием Средняя Катунь. Препятствий здесь нет, река иногда расходится на протоки, но течение остается быстрым. После приблизительно ста километров спокойного сплава горы вновь подходят к реке. Здесь расположено самое известное препятствие Катуни – Аккемский прорыв. Впрочем, опасно оно только для неподготовленных групп или одиночных сплавщиков, которые, расслабленные длительным спокойным сплавом, попадали в пороги Аккемского прорыва внезапно. Камней в этих порогах почти нет, сложность представляют только сливы с котлами и стоячими волнами за ними, причем вся эта водяная структура начинает проявлять вертикальную турбулентность – валы пульсируют, пенные котлы меняют свою силу.
После Аккемского прорыва Канунь принимает два самых крупных притока – Аргут и Чую, после чего набирает огромную мощь. Пороги Нижней Катуни становятся намного сложнее и опаснее, хотя открытых камней в них по-прежнему нет. Первый из порогов – Ильгуменский – цепочка 2-метровых валов в небольшом сужении русла. Серьезными являются пороги Шабаш-1 и Шабаш-2, в которых имеются подводные сливы, приводящие к появлению на поверхности 2,5-3-метровых валов и пенных котлов.
Вся река между порогами не успокаивается, а начинает проявлять вертикальную турбулентность: традиционные цепочки валов сменяются пульсирующими на одном месте всплесками волн, постоянно возникают и исчезают небольшие водовороты. Сплав по такой воде требует постоянного внимания и работы для удержания на курсе. Наиболее опасные пороги на этом участке реки – Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2. Здесь река сужается с обычных 50-70 метров до 10-15 и уходит в невысокий каньон, образованный причудливых форм черными скалами. Зажатая скалами река за каждым выступом берега образует водовороты, а в самом пороге Тельдекпень-1 возникает пляска хаотичных 2-2,5-метровых волн. Через приблизительно пол километра река уходит во второе такое же сужение, но перед входом образует прижим к левому берегу, который и является порогом Тельдекпень-2. Подход к прижиму отличается нестабильной водой, при отдельных уровнях воды здесь возникает крупная воронка, способная затянуть под воду катамаран. Сам прижим выглядит, как бугор воды, на полметра поднятый над общим уровнем реки, граница его угрожает затянуть под воду. После еще нескольких десятков метров сплава по каньону река расширяется и больше неожиданностей не приносит. Выделяется на этом участке только Еландинский порог, но он полностью расположен в левой части широкого русла и при желании спокойно обходится. Здесь по правому берегу уже идет активная автомагистраль – Чуйский тракт, так что снятие с маршрута возможно в любом месте.


Loading...Loading...

Добавить комментарий