Сплав по рекам: на чем сплавляться?

История спортивного сплава по горным рекам началась с деревянных плотов. Посмотрев, как сплавляют лес карпатские плотогоны, туристы начали мастерить что-то подобное. Прибыв в начальную точку сплава, рубили несколько десятков деревьев и вязали из них прочный и тяжелый плот, который мог плыть только со скоростью течения. Два длинных весла (греби) на носу и на корме делали сплав управляемым. На каждом из таких весел работали (стоя!) 2-3 человека. Именно на таких плотах были впервые пройдены многие сибирские реки.
Примерно в то же время на горные реки вышли туристские байдарки. Это был единственный вид туристских судов, который выпускался промышленностью. Байдарки «Луч», «RZ»(Польша), «Салют», «Таймень» отличались между собой конструктивно, но в любом случае представляли собой оболочку из плотной прорезиненной ткани и разборный каркас из дерева или дюралюминия. Двухлопастные весла тоже были разборными. Туристская байдарка, в отличие от байдарки гоночной, была широкой, просторной, устойчивой и вмещала двух (реже – трех) человек с вещами, упакованными в непромокаемые мешки.
От походов по спокойным рекам байдарочники перешли к рекам порожистым, причем все более сложным. Благодаря байдаркам начали осваиваться реки, где деревянный плот просто не помещался по габаритам.
Навыки работать на быстрой воде байдарочным веслом стали объектом проведения соревнований по водному слалому, в которых препятствиями были ворота из подвешенных над рекой реек, а байдарки – обычными, выпускавшимися серийно.
Дальнейшая эволюция деревянных плотов пошла по пути их превращения в надувные суда. Рама оставалась деревянной или изготавливалась заранее из дюралюминиевых труб, а плавучесть обеспечивали несколько (от 2 до 4) баллонов, расположенных поперечно. Принцип управления оставался прежним – с помощью двух гребей, носовой и кормовой. Применение надувных элементов сделало плоты более маневренными и более проходимыми, уменьшило их осадку. Размер баллонов у разных конструкций серьезно отличался. Такими плотами начали осваиваться реки Средней Азии, где в большинстве случаев леса для традиционного плота просто не было.
Байдарки промышленного производства тоже во многом не устраивали туристов, и прежде всего тем, что при соприкосновении с камнями оболочка в местах примыкания к ней каркаса легко рвалась. Революционным стало появление самодельных каркасно-надувных байдарок, где вдоль металлического каркаса и вдоль бортов располагались надувные элементы. Байдарки стали намного более маневренными, менее габаритными и относительно герметичными: при прорезании волны они не заполнялись водой.
Желание получить предельно маневренное судно привело к изготовлению одноместных каркасно-надувных байдарок и одновременно – к появлению каяков.
Каяк – судно неразборное, изготовленное из литого полиэтилена или (самодельные конструкции) из стеклопластика. Это делает его неудобным для походов с пешеходной заброской к началу сплава, но обеспечивает поистине невероятные возможности для самого сплава, включая не только прохождение узких участков, но и мощных сливов, вплоть до прыжков с водопадов, в несколько раз превосходящих своей высотой длину каяка. Работа опытного каякера на порожистом участке реки сродни экстремальной акробатике.
Каяк – единственное из туристских судов, способное после переворота самостоятельно, усилием опирающегося на воду гребца, вернуться в исходное положение и продолжить сплав (иногда такое удается и на каркасно-надувной байдарке).
Средством сплава, позволяющие совместить высокую проходимость с хорошей устойчивостью, стали катамараны. Два надувных баллона, при движении расположенные вдоль по течению, связаны рамой, чаще всего дюралюминиевой (хотя возможно и изготовление деревянной рамы на месте начала сплава). Гребцы сидят на баллонах, закрепив ноки в стременах и работая однолопастными веслами. Последовательное совершенствование привело к изменению посадки гребцов – возможность управления катамараном, стоя на коленях, намного повысила управляемость и сделала катамаран поистине универсальным средством сплава.
Приблизительно во время деревянных плотов и разборных байдарок начались попытки использования для сплава чисто надувных судов. С этой целью использовались спасательные плавсредства, использовавшиеся на флоте и в военно-морской авиации, которые после определенного срока хранения подлежали списанию и еще долгие годы служили туристам. Это ЛАС (лодка аварийно-спасательная), ПСН (плот спасательный надувной) и другие похожие средства. Их переделывали для предстоящего сплава – снимали системы поддува сжатым воздухом, срезали материал палаток, накрывавших плоты.
В результате получалось устойчивое средство сплава, не боящееся контакта с камнями, но после попадания внутрь воды становящееся абсолютно неуправляемым. При попадании в водослив, сравнимый по размеру с плотом, плот складывался пополам, при последующем распрямлении стремясь выбросить гребцов со своих мест.
Но идея полностью надувного судна нашла отличное воплощение с появлением рафтов.
Рафт (от английского «Raft» – «плот») – это, по сути, большая надувная лодка с толстым (порядка 20см) надувным дном, что позволяет попавшей внутрь воде быстро стекать наружу через специальные отверстия. Появление рафтов, надежных, устойчивых, вместительных позволило поставить сплав по горным рекам на коммерческую основу: один опытный инструктор, руководящий 8 – 10 неопытными гребцами, вполне может обеспечить безаварийное прохождение достаточно сложных маршрутов.
Стоит упомянуть еще об одной функции средств сплава – использовании их при организации страховки с воды на сложных участках рек. При этом применительно к деревянному плоту понятие страховка с воды вообще не существует. Катамараны и байдарки, а также каяки могут страховать друг друга в любом сочетании: и те и другие могут подойти к аварийному судну или экипажу и оказать необходимую помощь.
Часто байдарки страхуют прохождение порога надувными судами, наоборот же бывает реже – надувное судно достаточно малоподвижно, чтобы успеть подойти к аварийной байдарке.
Вкратце описав историю развития средств сплава, пригодных для горных рек, хотел бы предупредить всех от использования случайных, не рассчитанных на преодоление порогов плавсредств. Конечно, кому-то удастся и на надувном матраце, но лучше подобрать что-то понадежнее!
Инструктор водного туризма, к.м.с. Воробьев И.В.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика