Сплав по рекам Красноярского края.

Почти на три тысячи километров с юга на север протянулся Красноярский край. И вдоль всего края течет Енисей, одна из величайших рек мира. «От южных гор до северных морей» несет он свои воды, прорезая горные хребты и просторы тундры. Большинство рек Красноярского края несут свои воды в Енисей. Но не все. В реку Обь впадает ее правый приток Чулым, в Северный ледовитый океан – Пясина, Таймыра и Хатанга, которые со своими притоками образуют самостоятельные бассейны.
Для туристов-водников реки Красноярского края предлагают широкий спектр разнообразных маршрутов, от самых простых до самых сложных.
О Маршрутах первой категории сложности особо говорить нечего. 150 километров, которые надо пройти за шесть дней, можно подобрать на любой реке в низовьях и даже на водохранилищах. Следует только учесть, что водохранилища, например, Саяно-Шушенское, при своем заполнении залили все прибрежные поляны и остановиться на ночевку проблематично.
Что касается рек второй категории сложности, то здесь выбор поинтереснее. Вторая категория – это реки с порогами, шиверами, быстрым течением, которые, тем не менее, вполне по силам новичкам. Назовем здесь несколько таких рек, наиболее популярных среди туристов.
Река Мана – пожалуй, наиболее удобная для сплава. В точку начала сплава, село Выезжий Лог, можно доехать поездом. От станции Мана до села, стоящего на высоком левом берегу реки – менее 1 километра. Сплав отсюда – несложен, на реке в основном прижимы и быстрины. Если подняться выше, до истока Маны (она вытекает из Манского озера), можно пройти верхние пороги реки, благодаря которым она может быть оценена 3-й категорией сложности.
Мана – река удивительно живописная, особенно в тех местах, где она протекает мимо заповедника Столбы. В заповеднике есть даже отдельная группа живописных скал-столбов – Манские столбы.
Так же обстоят дела с рекой Кан. При начале от верховий это третья категория, а от Канска до впадения в Енисей – вторая.
Севернее возможен сплав по реке Подкаменная Тунгуска и ее притокам – Вельмо и Тее. Притоки – спокойны и живописны, препятствия есть на Подкаменной Тунгуске – Вельминские пороги и отдельные шиверы. Места удивительно красивые, на берегах – множество скал – столбов. Маршрут заканчивается в пос. Бор, на левом берегу Енисея, напротив устья Подкаменной Тунгуски.
В любом случае на притоки Подкаменной и Нижней Тунгуски туристы добираются не ради категорий. Эти реки привлекают не столько своими порогами, сколько красотой природы и рыбалкой. В общем – места для красивого отдыха.
Третья категория – это уже реки посерьезнее, здесь появляются настоящие пороги, волны на шиверахуже заметно выше полуметра, а прижимы к скалистым берегам опасны и угрожают переворотом.
Для начала – самые доступные “тройки”:
Р.Рыбная – р.Кан. Сплав начинается от станции Громадский, до реки – 1 км. Река Рыбная, прорезая один из последних отрогов Западного Саяна, образует не очень мощные, но технически сложные и затяжные пороги. После впадения в Кан сплав намного упрощается и единственный на этом участке порог несложен, хотя и эффектен из-за большой воды. Маршрут заканчивается после впадения в Енисей, который надо пересечь и подняться на несколько километров до поселка, откуда хотят рейсовые “Ракеты” до Красноярска.
Р.Сисим раньше была неплохой “тройкой”, но после создания на ней заповедника сплав осуществляется только после согласования с его руководством.
Далее – реки, заброска на которые непроста и чаще всего требует организации спецрейса гидросамолета.
Р.Виви – приток Нижней Тунгуски. В начало сплава, на озеро Виви можно добраться спецрейсом самолета. Река не населенная, подходит любителям полной автономии. Здесь есть интересное место – река сжимается скалами с обеих сторон, после чего сразу расходится, образуя чашу с отполированными отвесными берегами. После впадения в Нижнюю Тунгуску до ближайшего поселка Учами плыть еще 110 км.
Р.Тембенчи – еще один приток Нижней Тунгуски. Начало сплава – от озера Нижнее Тембенчи(авиазаброска), окончание – в с.Тура. Река имеет много порогов, технически сложна и интересна.
Р.Курейка, правый приток Енисея, при начала сплава от озера Дюпкун (авиазаброска) имеет серьезный порожистый участок, препятствия которого могут потребовать обноса. Маршрут оканчивается на Енисее, в селе Курейка (на левом берегу)
Четвертая категория – реки спортивные, требующие серьезной подготовки, и теоретической и физической. Желательно заранее иметь подробные карты маршрута с указанием основных порогов.Неоходимо быть готовыми к организации страховки при прохождении порогов. Большая часть рек Красноярского края, берущих начало в Саянских горах, могут быть оценены четвертой и пятой категориями сложности за пределами Красноярского края – в Тыве и Иркутской области, поэтому здесь не описываются.
Р.Кантегир большей своей частью протекает по Красноярскому краю, но забрасываться а ее верховья надо через город Абаза на Западно-Тувинском тракте. Река достаточно сложна, ранее она оценивалась 4-й категорией но теперь, после того как нижние пороги оказались затоплены Саяно-Шушенским водохранилищем, категория сложности для надувных судов понижена до “тройки с элементами четверки”, а для байдарок так и осталась четверкой. Абсолютно ненаселенная река течет в поросших тайгой берегах, очень живописна и богата рыбой. Последние два – три дня пути проходят по Саяно-Шушенскому водохранилищу, где существует проблема устройства на ночлег: берега круты и обрывисты. Завершение маршрета – на речке Джойская Сосновка, куда причаливают все суда после строительства плотины ГЭС.
Р.Аян – вытекает из одноименного озера, куда возможна заброска гидросамолетом. Сложных препятствий немного, в основном они определяются высоким расходом воды.После выхода на равнину река полностью успокаивается, препятствий нет до пос.Волочанка, откуда и можно улететь на Норильск.Маршрут оценен 4-й категорией сложности только для байдарок.
Р.Большой Хоннамакит- р.Аян. Заброска возможна или вертолетом в верховья реки или катером от Норильска до озера Лама, после чего от его восточной оконечности следует подъем на плато Путоранав верховья реки. Пешая часть проходит через тундровую зону – на плато деревья не растут. Река Большой Хоннамакит сложна и интересна в спортивном отношении. Перед впадением в Аян река уходит в узкое ущелье, в котором – два непроходимых водопада. Обнос потребуется на 5 километров. Дальнейший сплав – по реке Аян до Волочанки. Этот маршрут – “четверка” для надувных судов, для байдарок от оценивается пятой категорией сложности.
Реки пятой категории сложности, полностью расположенные на территории Красноярского края, сосредоточены в основном на севере края, на Таймыре. Заброска на них требует гидросамолета, а то и вертолета, маршруты представляют собой связки из 2-3 рек, между которыми требуется делать длительные пешеходные переходы. Пример – реки Большой Хоннамакит и Нерал. После прохождения Большого Хоннамакита и волока на озеро Аян надо пройти до южной оконечности озера и совершить еще один волок – на реку Нерал, по которой и сплавляться до реки Ягтали и далее по Курейке до пос. Светлогорск.
От озера Аян возможны выходы и на другие маршруты – на реку Котуй со сплавом до реки Харпича, волоком до реки Курейка и дальнейшим сплавом до Светлогорска. Или выход не реку Оран и сплав по рекам Оран, Хибарба, Аякли, Хета до пос. Волочанка.
Все эти маршруты по абсолютно ненаселенному плато Путорана требуют полной автономии группы в течение 2-3 недель, а следовательно, тщательной подготовки к походу.
В любом случае, какой бы категории сложности вы ни выбрали маршрут, информация о других туристских группах, его прошедших, будет абсолютно не лишней. Раньше эта информация хранилась в турклубах в виде отчетов о походах. Она и сейчас там хранится, просто многое можно найти в Интернет. Имейте в виду – одного отчета будет мало: даже разница в уровне воды серьезно меняет сложность препятствий.
Реки Красноярского края красивы, но сложны и зачастую опасны. Поэтому нельзя пренебрегать мерами по обеспечению безопасности, по организации страховки. Будьте осторожны!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика