Псху: в горном тупике

В Абхазии всё древнее и великое выглядит буднично и заброшено. Возможно, в этом и есть ее очарование и притягательность. Чтобы сделать свое путешествие интересным, необходимо научиться видеть в куче камней — римские башни, в неприметных фундаментах — величественные храмы, а в глинистых ямах и лесистых хребтах — миллионы лет геологического процесса. Если же пройти или проехать по одной из древних дорог со знанием дела, то внимательному взору открываются не только природные красоты, но и все многовековые тайны этой горной страны.

Непокорный гарнизон

Одним из самых интересных, красивых и исторических мест Абхазии является Псхувская котловина. В древние времена, благодаря своему выгодному положению на одном из перевальных путей, это похожее на крепость урочище было заселено воинственными племенами. На всем протяжении своей военной истории селение Псху всегда «сдавалось» последним.

Оно и сейчас представляет собой удаленный от цивилизации поселок. Любой из путей туда ведет через высокие, более 1500 м, перевалы. Основные из них Санчарский — с российской стороны и Доу — из Сухума. Но возможность совершить туда экскурсию имеется всегда: из Сухума регулярно совершаются авиарейсы, планируется сделать их более частыми и постоянными. Временами суровость кавказской природы трудно преодолеть, и по нескольку месяцев в году поселок остается отрезанным от мира.

Наиболее подготовленные туристы могут пройти пешие или велосипедные маршруты, наиболее удобны для этого перевалы Анчхо и Доу. В благоприятные летние дни жители Псху умудряются выезжать из своего заточения на внедорожниках через Анчхо. Для этого требуется определенное мастерство: дорога очень коварна, к тому же пересечена несколькими бродами, по прихоти погоды на дальних вершинах становящихся непроезжаемыми.



Медовая чаша — наследие Инала

Псху можно называть медовой чашей, так как местная растительность богата медоносами. Здесь производят настоящий, лучший в Абхазии горный мед. А еще потому, что в этих местах со времен средневековья обитало многочисленное племя медовеев. Это были воинственные горцы, составлявшие много неприятностей окрестным селениям и русскому правительству, постепенно утверждавшемуся на Кавказе. На месте Псху стоял самый большой аул, к которому трудно было подобраться. Но владетельный князь Абхазии, Михаил Шервашидзе, заключил с Россией соглашение и теперь его задачей было подчинить себе непокорных псхинцев.

Среди лютой зимы 1840г, неожиданно, Шервашидзе проник в котловину и вынудил горцев сдать ему заложников, детей из богатых семей. Это усмирило псхинцев, но окончательное изгнание их совершилось после того, как русские войска, преодолев перевалы Санчаро и Доу с артиллерией, дали решающее сражение медовеевцам на месте нынешнего хутора Ридза. Здесь сохранились руины средневековой крепости. Это строение выдержало не один натиск. Местные жители называют его «крепостью Инала».

Инал — кабардинский князь, живший в 15 веке, родоначальник черкесских княжеских родов. Знаменит он тем, что задумал объединить племена абхазов и адыгов против захватчиков-иноземцев. Совершить это ему не удалось, во время своего пребывания в Псху он был отравлен врагами. Его имя и сейчас славно среди горцев. Считается, что похоронен он здесь, на скалистой горе Инал-куба. Похожая на высокий курган, она выделяется из всего окружающего пейзажа. С древности гора считалась великой святыней, и сегодня здесь совершаются языческие моления, запрещена охота.

Примечательно, что и христиане называют эту вершину Святой горой. В XIX веке, когда на северном склоне ГКХ были возрождены древние монастыри, мимо Святой горы проходила паломническая тропа с Санчарского перевала в Новый Афон. Археологи обнаружили на Инал-куба множество курганов – круглых каменных сооружений, внутри которых находились дольмены. Возле Святой горы бьют семь почитаемых священных родников. По абхазским праздникам сюда приезжают жрецы из бывших абазинских родов.

Когда медовеи были разбиты царскими войсками, а казаки, в знак победы, затащили на Инал-куба пушку, псхинцы поняли, что пришел конец их вольной жизни. По аулам поднялся скорбный плач, начались сборы в далекую Турцию. Старики падали на могилы предков, прощаясь с ними навек, сутками не гасли костры, на которых готовилась поминальная трапеза. Гордые джигиты убивали своих коней, не желая продавать их русским офицерам. Через условленное время все население Псху с печальным пением, под прощальные выстрелы выдвинулись в сторону Сухума. В разрушенной крепости Инала остался русский гарнизон. Долгое время солдаты пытались привыкнуть к жизни в новой обстановке, но распространившиеся болезни и неудобство связи с внешним миром заставили их покинуть опустевшую медовую чашу.

Войны и затишья

Многие годы котловина оставалась безжизненной, пока один из русских вольнодумцев не прибыл в Абхазию, спасаясь от царского гнева. Местные жители показали ему надежное убежище – дивную горную страну среди высоких хребтов. Поселившись у руин горских аулов, русский переселенец создал хозяйство, за ним потянулись гонимые единомышленники, и в неприступном горном урочище началась новая жизнь. Село стало приютом для всех, кто скрывался сначала от царской, а потом и от советской власти. В 1924 году сюда прибыло множество монахов из закрытого Новоафонской монастыря. Они построили себе кельи и проводили службы в храме. До 1930 г советской власти не удавалось взять эту духовную крепость.

Псху, как всегда, сдалось последним. Прибывшие в село комиссары начали с расстрелов неугодных, тогда же было убито большинство монахов, лишь малая часть из них отправлена в тюрьмы. Но и после установления Советской власти, Псху продолжало быть убежищем, теперь для тех, кому угрожали репрессии. Русское население всегда было здесь в большинстве.

Всех примирила главная трагедия 20 века – Великая Отечественная война. В 1942 году через тот же Санчарский перевал, где ныне проходит государственная граница, проникли немецкие войска. Немцы были хорошо вооружены и подготовлены к боям в горных условиях. Навстречу им по тревоге были высланы восемнадцатилетние курсанты Тбилисского пехотного училища, без надлежащих умений и плохо вооружённые. Но помощь родных гор и героические усилия помогли нашим воинам освободить сначала село Псху, а потом и Санчарский перевал от фашистов. Дорого было заплачено за это, до сих пор неопознанные останки советских солдат покоятся в братской могиле и на горных склонах долины. Перевалы Санчарский и Доу украшены памятниками, установленными туристами.

Псхинские сокровища

Население Псху и сегодня верно своим традициям. Они существуют в своем мире, но всегда приветливы с гостями. Прилетающие, приезжающие и приходящие туристы всегда могут рассчитывать на помощь в поиске местных достопримечательностей.

В 30-е довоенные годы начался туристический бум и через Псху в разных направлениях потянулись пешие и конные группы. Было оборудовано множество троп. Основное направление шло на Санчарский перевал, в Теберду. К сожалению, сейчас этот перевал закрыт Российской государственной границей и попытки общественных организаций возобновить старые туристические маршруты пока безуспешны. Но в окрестностях села Псху и без того имеются широкие туристические возможности. Важно только помнить, что в горной местности следует соблюдать технику безопасности, проявлять уважение к местным обычаям и перед отправлением в путь лучше еще раз расспросить местных жителей о предстоящей дороге.

Остановившись в поселке на несколько дней, туристы совершают прогулки по окрестностям, богатым природными памятниками. Среди них – каньон реки Бзыбь, известный своим крутым нравом. Его называют «чертова мельница». Много раз отчаянные рафтингисты пытались пройти этот каньон, но остались от них лишь памятные таблички на каменных берегах. С опаской и восхищением наблюдают туристы беснующуюся Бзыбь с высокого обрыва за крайними домами.

Дольмен с каменными кромлехами и лабиринтовыми сооружениями вокруг, относящийся к 3-му тысячелетию до н.э., находится на южной окраине села. Склепы сильно разрушены, по словам жителей, они были взорваны в начале 20 века. Еще несколько дольменов можно осмотреть на церковном дворе, у горы Инал-куба и у слияния рек Решавы и Бзыби

Замечательный природный памятник — Медвежья пещера — находится к юго-востоку от Псху, у хутора Решава. Здесь сделана уникальная находка — скелет пещерного медведя, давно вымершего животного. Внутри пещеры находится глубокий колодец. В окрестностях ее был найден клад монет бронзового века.

Покинув гостеприимное село и поднимаясь вверх по Агурипсте, можно посетить Озерную долину у перевала Анчхо. На перевале, до которого день пути, гремит музыка, летом открыто кафе. Сюда приходит проезжаемая для подготовленного транспорта дорога от Рицы. Проводники бойко предлагают свои услуги, рассказывая о тяготах подъема к озерам. На самом деле путь не сложен, но занимает около часа. Протоптанные тропинки, идущие по вершинам хребта, неизбежно приводят к цели. В зеленой чаше альпийских лугов лежат неподвижные ледниковые воды, открывается вид на Главный Кавказский хребет. Горные озера издревле считались священными, до сих пор горцы недовольно хмурятся, когда видят туристов, пытающихся искупаться в святой, неприкосновенной воде.

Несмотря на прекрасную природу и уединенность горного урочища, будничная жизнь псхинцев нелегка. Пусть горы и святыни хранят их от всех невзгод. Здоровья, удачи и мира!


Loading...Loading...

Добавить комментарий