Перевал Дурбэт-Даба. Долгая дружба с Монголией

Автотуристы, путешествующие из России в Монголию хорошо знакомы с перевалом Дурбэт-Даба.

Здесь проходит российско-монгольская граница и на перевале находятся таможенный и пограничный пункты.

Перевал еще называют Ташантинским, по приграничному поселку Ташанта.

 

Дурбэт-Даба был важным перевалом, который первопроходцы открыли для освоения Горного Алтая.

Здесь проходила Северная дорога знаменитого Великого шелкового пути, по ней доставлялись товары из Китая, Передней Азии и Тибета.

Поначалу это была пешая тропа, по которой передвигались люди, верблюды и низкорослые монгольские лошади. С развитием торговли тропа превратилась в колесную дорогу.

В настоящее время здесь проходит трасса Новосибирск-Ташанта Чуйского тракта.

 

Упоминания о таможенном пикете встречаются в исторических записях с 19 века.

В путевых заметках путешественников говорится об одиноком домике не берегу мелеющей досуха летом реки Ташантинки.

Там же отмечают суровые погодные условия края, безлесье и степь с солончаками, больше похожую на пустыню.

После окончания гражданской войны и в связи со сложной обстановкой близ монгольской границы, таможню обустроили в селе Кош-Ачаг, но с укреплением советской власти на Чуйском тракте, таможенный пост вновь перевели в район Ташанты.

1933 год можно считать годом основания поселка. Здесь построили таможню и жилье для служащих, в обязанности которых входили борьба с контрабандой и оформление грузов и людей, пересекающих границу.

В 1967 году в Ташанте было уже несколько домиков, и несмотря на суровый климат жители пытались озеленить поселок, высаживая лиственницы. Этот край находится выше зоны земледелия(200 м над уровнем моря), но вполне пригоден для животноводства.

С 2002 года основная таможня базируется в Горно-Алтайске, а около перевала расположены таможенный и пограничный пункты.

В 2016 году именно через перевал Дурбэт-Даба проехали участники ралли на ретро-автомобилях «Пекин-Париж».

 

В годы Великой отечественной войны Монголия была самым надежным союзником СССР. Страна поставляла верблюдов, вьючных лошадей, продукты, шерсть и одежду для красноармейцев.

Помощь Монголии сопоставима с помощью западных союзников, а кое в чем и превышает их поставки. И это при том, что в Монгольской народной республике была очень слабая экономика.

 

В знак признания заслуг монгольского народа и многолетней дружбы и взаимовыручки у перевала Дурбэт-Даба в 1977 году был установлен Монумент Дружбы.

Памятник в виде двух десятиметровых стел, соединенных кольцом, символизирующий дружбу народов, находится всего в ста метрах от пограничного поста. На серебристых стелах, устремленных в небо, размещены государственные знаки двух стран.

В советское время у памятника проводились различные международные праздники, в которых участвовали жители с той и другой стороны границы, к сожалению, сейчас эти традиции утеряны.

 

Дорога к перевалу идет через Курайскую степь.

Живописные холмы, солончаки и ковыльные травы, многочисленные сурки, шныряющие по степи скрасят монотонность путешествия.

Но стоит быть готовыми к капризам природы. Даже летом может подняться ураган, разразиться снежная буря, да и по ночам довольно холодно.

 

После таможенного пункта асфальтированная дорога тянется примерно 20 км, дальше находится пограничный пост и сама государственная граница. Съезжать на обочину, останавливаться, и тем более, ночевать на перевале запрещено.

Туристы должны успеть пройти контроль и пересечь перевал до закрытия пограничных пунктов.

Через перевал Дурбэт-Даба ежедневно проезжают сотни туристов, как в одну, так и в другую строну. Многие путешественники из разных стран выбирают этот перевал для знакомства с Республикой Алтай и знаменитым Чуйским трактом.

Счастливого пути!

 


Loading...Loading...

Добавить комментарий