Перевал Дурбэт-Даба. Долгая дружба с Монголией
Автотуристы, путешествующие из России в Монголию хорошо знакомы с перевалом Дурбэт-Даба.
Здесь проходит российско-монгольская граница и на перевале находятся таможенный и пограничный пункты.
Перевал еще называют Ташантинским, по приграничному поселку Ташанта.
Дурбэт-Даба был важным перевалом, который первопроходцы открыли для освоения Горного Алтая.
Здесь проходила Северная дорога знаменитого Великого шелкового пути, по ней доставлялись товары из Китая, Передней Азии и Тибета.
Поначалу это была пешая тропа, по которой передвигались люди, верблюды и низкорослые монгольские лошади. С развитием торговли тропа превратилась в колесную дорогу.
В настоящее время здесь проходит трасса Новосибирск-Ташанта Чуйского тракта.
Упоминания о таможенном пикете встречаются в исторических записях с 19 века.
В путевых заметках путешественников говорится об одиноком домике не берегу мелеющей досуха летом реки Ташантинки.
Там же отмечают суровые погодные условия края, безлесье и степь с солончаками, больше похожую на пустыню.
После окончания гражданской войны и в связи со сложной обстановкой близ монгольской границы, таможню обустроили в селе Кош-Ачаг, но с укреплением советской власти на Чуйском тракте, таможенный пост вновь перевели в район Ташанты.
1933 год можно считать годом основания поселка. Здесь построили таможню и жилье для служащих, в обязанности которых входили борьба с контрабандой и оформление грузов и людей, пересекающих границу.
В 1967 году в Ташанте было уже несколько домиков, и несмотря на суровый климат жители пытались озеленить поселок, высаживая лиственницы. Этот край находится выше зоны земледелия(200 м над уровнем моря), но вполне пригоден для животноводства.
С 2002 года основная таможня базируется в Горно-Алтайске, а около перевала расположены таможенный и пограничный пункты.
В 2016 году именно через перевал Дурбэт-Даба проехали участники ралли на ретро-автомобилях “Пекин-Париж”.
В годы Великой отечественной войны Монголия была самым надежным союзником СССР. Страна поставляла верблюдов, вьючных лошадей, продукты, шерсть и одежду для красноармейцев.
Помощь Монголии сопоставима с помощью западных союзников, а кое в чем и превышает их поставки. И это при том, что в Монгольской народной республике была очень слабая экономика.
В знак признания заслуг монгольского народа и многолетней дружбы и взаимовыручки у перевала Дурбэт-Даба в 1977 году был установлен Монумент Дружбы.
Памятник в виде двух десятиметровых стел, соединенных кольцом, символизирующий дружбу народов, находится всего в ста метрах от пограничного поста. На серебристых стелах, устремленных в небо, размещены государственные знаки двух стран.
В советское время у памятника проводились различные международные праздники, в которых участвовали жители с той и другой стороны границы, к сожалению, сейчас эти традиции утеряны.
Дорога к перевалу идет через Курайскую степь.
Живописные холмы, солончаки и ковыльные травы, многочисленные сурки, шныряющие по степи скрасят монотонность путешествия.
Но стоит быть готовыми к капризам природы. Даже летом может подняться ураган, разразиться снежная буря, да и по ночам довольно холодно.
После таможенного пункта асфальтированная дорога тянется примерно 20 км, дальше находится пограничный пост и сама государственная граница. Съезжать на обочину, останавливаться, и тем более, ночевать на перевале запрещено.
Туристы должны успеть пройти контроль и пересечь перевал до закрытия пограничных пунктов.
Через перевал Дурбэт-Даба ежедневно проезжают сотни туристов, как в одну, так и в другую строну. Многие путешественники из разных стран выбирают этот перевал для знакомства с Республикой Алтай и знаменитым Чуйским трактом.
Счастливого пути!