Перевал Чике-Таман в Горном Алтае
Чике-Таман – огромная горная гряда, преградившая путь в долину хребта Улегем, отрога Теректинского хребта. Путь перехода через эту гряду, по данным некоторых историков, относится к X-XII векам. Следы остатков этой древней дороги можно увидеть и сегодня в районе нынешнего перевала Чике-Таман.
Содержание
От младенчества до дней сегодняшних
Исследования археологов показали, что дорога, существовавшая на этом пути в X-XII веках, огибала перевал Чике-Таман. Более поздний её вариант через перевал был однопутным, поначалу для пешего прохождения, развившись в путь для лошади с телегой, и имевший не менее 35-ти очень крутых и очень опасных поворотов.
К 1903 году было окончено добровольцами-строителями сооружение нового пути непосредственно через перевал Чике-Таман, а 1924 году началась его реконструкция. По окончанию реконструкции дороги в 1925 году стало возможным автомобильное сообщение с территорией юга Горного Алтая. И всё-таки дорога содержала в себе аж 47 очень опасных поворотов. Перевал имел самую дурную славу в среде водителей. Страшную, тёмную дань людскими жизнями, собирал перевал варианта 1925 года еженедельно, а иногда и чаще.
И уже в 1926 году вызрело решение проложить через перевал новую трассу по старому, идущему в наинижайшем месте пути. Была выполнена колоссальная работа: подорваны десятки мешающих проезду скал, перемещено огромное количество земли, щебня и осколков скальной породы, расширено и отсыпано щебнем полотно новой дороги. Прошёл год и работа была закончена. Но и эта новая дорога была однополосной с редкими карманами для разъезда встречных машин. Так было до 1984 года.
Новая дорога, пущенная в 1984 году, сняла многие проблемы безопасности движения через перевал Чике-Таман. Сегодня это современная, двухполосная асфальтированная дорога. Однако в сохранности и старая щебёночная дорога, и по ней даже можно и сегодня проехать. Обе дороги соединяются на высоте 1250 метров над уровнем моря на седловине перевала.
Новое время перевала
Ныне перевал наделён статусом памятника природы Республики Алтай. С вершины перевала со специальной обзорной площадки открывается захватывающе-чарующий вид могучего массива скал и горных хребтов, а поднявшись несколько выше, на старое седло перевала, можно видеть участок пути старого подъёма уже почти полностью заросшего травами и кустарником.
Северный склон перевала прямо-таки утонул в осыпи зарослей рододендрона Ледебура, по-местному «маральника». А по южному склону, по весне, зацветает ковёр жёлтых алтайских тюльпанов. На вершине Чике-Тамана растёт эдельвейс и хотя цветы его не так крупны, как в высокогорьях, но милое очарование цветов-пухозвёзд никого не оставит равнодушным.
Здесь же на вершине перевала установлен поклонный крест, а напротив через дорогу растёт шаман-дерево – лиственница, с увязанными белыми ленточками ветвями, как дань уважения духам этого пути.