Откуда взялись старообрядцы на Алтае

Оказавшись в Горном Алтае, можно с большой долей вероятности повстречаться с крепким бородатым мужиком, который обязательно поздоровается, будучи совсем незнакомым, а в ином разе может и приостановиться, завязав беседу. Можно быть уверенным, что это человек из старообрядцев.

Камо грядеши?

1653 год на Руси. Жёсткой рукой патриарх Никон, безоглядно, вбил в церковный православный мир клин своих реформ. С кровью отсекались от церкви не принявшие нововведений патриарха, поименованные старообрядцами, староверами, раскольниками. Церковь предала их анафеме, власть – жестоким гонениям.

И уходили, уходили староверы в разные отдалённые и тайные места Руси-матушки. Приходили в Сибирь, но и там власть находила их и казнила лютой смертью. Зафиксировано в документах тобольских властей 1676, 1683 и 1684 г.г. сожжение раскольников.

И снова уходили. Уходили в места совсем не освоенные, труднодоступные. Так появились староверы в сороковых летах XVIII-го века на Алтае. Селились в ущельях по рекам – Коксе, Катуни, Аргуте. Многие пришли в долину Бухтармы. Жили тайно, но вольно от надзора и царских податей.

Первые документальные свидетельства о староверах на Алтае в 40-м году отражают обнаружение тайных поселений на р. Убе пустынножителей, объединённых вокруг Кузьмы-монаха.

старообрядцы в Горном Алтае

Россияне, ставшие инородцами

Первые признаки выхода старообрядцев Алтая из “тайножития” появились после императорских указов Екатерины II в конце XVIII века . Многие староверы сочли правильным “объявиться” российским властям. В результате такого шага они получали статус “оседлых русских инородцев”, что позволяло им быть освобождёнными от рекрутской повинности. Однако с учётом необходимости освоения причисленных российских земель, власти предписывали новым российским гражданам места их алтайского поселения. Так образовывались новые алтайские русские деревни.

Староверы по укладу своей жизни были людьми без вредных привычек, работящие, сильные духом и, в большинстве своём, очень сильные физически. Именно эти качества и способствовали достаточно скорому формированию новых поселений.

Начавшийся XIX век упорядочил и стабилизировал жизнь алтайских старообрядцев. В эти времена происходит зримо ощутимый процесс создания и развития новых старообрядческих поселений на Алтае различных старообрядческих толков, налаживание между ними прочных связей, определяемых их духовной общностью.

В новом времени – новые гонения

XX век 20-е годы. На Алтае установившаяся советская власть, как и повсюду в стране, начинает борьбу с “опиумом для народа”. Закрываются православные церкви и старообрядческие моленные, верующие всемерно преследуются, конфискуется и уничтожается духовная литература, оскверняются вековые традиции, искореняются обычаи и громятся иконостасы. Многие старообрядческие общины оказались лишёнными своих грамотных уставщиков, которые были арестованы и высланы. Вновь старообрядчество, в который раз, уходит в подполье. Начинают угасать алтайские староверские поселения.

Сегодня на Алтае наблюдается некоторое старообрядческое возрождение, регистрируются их общины по всему алтайскому региону, открываются новые моленные, в общины приходит молодое поколение. Но ветер гонений 20-х годов, к сожалению, принёс и необратимые утраты. Во многих удалённых поселениях можно видеть тенденцию угасания, потери духовных традиций. Будет ли век нового духовного возрождения, сегодня прогнозировать весьма затруднительно.

One thought on “Откуда взялись старообрядцы на Алтае

  • avatar
    27.04.2018 в 02:00
    Permalink

    Хороший текст, если бы не явная грязь и клевета в сторону советской власти.

    Ответ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика