Отчет о походе по району Поднебесные Зубья по маршруту «Верхний Зуб».

Поднебесные Зубья. Так называют часть хребта Тигиртыш Кузнецкого Алатау. Часто путают это место с Алтаем. Однако данный горный массив является восточной границей между Кемеровской областью и Хакасией. Удивительной красоты места!!! Конечно, не такие высокие вершины, как на Алтае или на других горных массивах, максимальная высота 2211 метров над уровнем моря. Однако Поднебесные Зубья заслуживают внимания туристов. Сколько бы раз я не была в этих горах, хочется вернуться туда еще и еще раз. Так как там много мест, где не ступала нога туристов. Перед очередным походом долго размышляли, как проложить наш маршрут. В итоге пришли к выводу, что заходить будем традиционно, по Малому Казыру, а там как кривая вывезет. Главная цель нашего похода – восхождение на вершину Верхний Зуб. Таким образом, определили только продолжительность похода, чтобы хватило продуктов и в конце июля, ближе к двадцатым числам было решено выдвинуться. На мой взгляд, конец июля, начало августа самое благоприятное время для похода по этим места. Снежники максимально стаяли, реки уже не так полноводны, соответственно не такие уж грязные болота, да и дождей в это период выпадает немного по моим наблюдениям. Определили, что 12 дней нам вполне хватит. Добравшись до станции Лужба (в сторону Абакана от Междуреченска), можно утренней электричкой (она ходит раз в сутки) или вечерним абаканским поездом, необходимо переправиться через Томь. По традиции переправу организуют спасатели из поселка Амзас или подрабатывают местные жители. После переправы начинается непосредственно наш маршрут. Итак, вот что у нас получилось.
Переправа в лужбе
1 день. Достаточно бодро начали наш маршрут. Погода отличная, новичков в группе немного. Надеялись дойти как минимум до Куприяновской поляны, что за шорским перевалом. Пройдя до Алгуя, поняли, что силы есть, идем хорошо. После штурма шорского перевала (он очень невысокий) вышли наКуприяновскую поляну. Время до вечера еще оставалось, решили пойти дальше. Таким образом, нам удалось уйти практически до Высокогорного приюта. До него оставалась пара-тойка переходов. Конечно, вымотались ужасно. Но зато перевыполнили план.

2 день. Утром тело всячески протестовало против подъема, но ничего, это только первые три дня сложно, потом привыкнем. Бодренько двинулись в сторону Высокогорного. Тропа несложная, пара болот, пара оврагов (один очень глубокий) и мы вышли к ручью Высокогорный, повернули и пошли вверх вдоль ручья. Здесь тропа сначала идет довольно круто вверх, но не долго. Затем открывается шикарный вид на Большой Зуб, Малый Зуб остается по правую сторону. Наша задача была переправиться через ручей Высокогорный и подняться на скалку. Так называют довольно большую и ровную поляну на подъеме на перевал Малого Зуба. Правда, до этой поляны довольно крутой подъем по глинистой тропинке. Молодые ребята одолевают его за полчаса, людям постарше и неподготовленным требуется более времени до часа. Все прошли, без потерь.

Stitched Panorama

3 день. Перевал Малого Зуба. Вначале шли довольно круто по глине, очень тяжело идти тут после дождя. В дождь и нет смысла начинать подъем. Нам погода пока благоволит. Далее тропка идет по куруму, сильно заросшему травой. Сбиться с тропки практически невозможно. Поэтому группа растягивается, что шустрее поднимаются быстрее. Ориентир на перевале – каменный пуп. Его видно снизу, трудно ошибиться и пройти мимо. Спускаться с другой стороны перевала быстро, но вначале довольно круто. Наша цель кедровые островки посреди маренного болота. Там есть место для палаток, дрова и ручей с водой.

4 день. Спускаемся дальше вниз в долину, которая выведет нас к реке Нижняя Тайже-Су. Что-то начала хмуриться погода. Вдобавок на тропе обнаружили следы медведя. Немного тревожно. Решили, что будем идти чуть медленнее, но не растягиваться. Когда вышли к реке, уже лили дождь. Остановились на обед и решили, что организуем стоянку. Не очень приятно идти под дождем.

5 день. Вынужденная дневка. Уже почти сутки не прекращается дождь. Не очень хочется идти в такую погоду, особенно собирать лагерь. Поэтому пока стоим, время нам позволяет.

Кузнецкий Алатау

6 день. Вроде бы как намечается улучшение погоды. По крайней мере муравьи открыли свои муравейники, это хороший знак. Свернули лагерь и двинулись к веревочной переправе через Нижнюю Тайже-Су. Эта переправа отнимает немало времени, так как приходиться перетаскивать отдельно рюкзаки и людей. Буквально в одном переходе от переправы находится приют и река ВерхняяТайжеСу. Проведя разведку, обнаружили тропинку, которая вела вверх по реке. Решили идти в эту сторону. Тропинка не такая нахоженная, как на Малом Казыре, но все такие есть. Сверившись по карте, поняли, что идем в сторону Верхнего Зуба, но не совсем понятно как он далеко. Топка вывела нас на большую поляну. Дальше она поднималась вверх. А мы решили встать на ночевку. Завтра нужно будет бегать на разведку, и определиться, как будем идти дальше.

7 день. Дневка. Делали вылазки в разные стороны. По всем признакам мы были практически под Верхним Зубом. Сверившись по карте, решили, что от нашей стоянки будем подниматься вверх без тропы, ориентируясь по карте. Вечером к нам вышли еще два туриста. Встали рядом с нами лагерем и тоже пойдут завтра с нами.

8 день. Подъем на Верхний Зуб. Вышли рано, так как понятия не имели сколько времени займет наш сегодняшний переход. Вообще мы могли только гадать, что нас ждет впереди, и не исключали возможность ночевать на вершине. Газовые горелки мы не брали, поэтому на всякий случай продумали вариант ночевки без костра. Главное найти воду. Поднимались мы забирая вправо. Чем выше мы поднимались, тем больше убеждались, что идем верно. А когда выбрались на хребет и нашли сложенные из камней туры, то все сомнения отпали, мы шли к Верхнему Зубу. Вид открывался обалденный!! К нашей радости мы нашли воду. Эдакий колодец практически правильно круглой формы. Откуда он здесь?! Оставалось только гадать. Но воды была. Сделали запас воды во все пустые бутылки. Оказалось, что напрасно. Буквально после часового перехода мы вышли на Вершину Верхний Зуб. Высота 2178 метров над уровнем моря. Кругом до самого горизонта горы, горы, горы. Красиво, потрясающе, величественно! Но надо было думать, как и куда спускаться. Времени было около 16 часов. Таким образом, подъем у нас занял 7 часов. Сверившись с картой, мы поняли, что недалеко от нас кар, который спускается в озеру Харатас. В общем, спуск несложный, главное найти козью тропку. Других тут нет. А такая тропинка поможет избежать лобных мест на спуске. Озеро было далеко внизу. Спускали еще 6 часов. Последние спускались уже в сумерках. Одна девушка упала на колени и заплакала. От усталости, пережитого напряжения и страха. Потому как местами было действительно страшно. Когда тропка выходила на небольшой перешеек между двумя карами, один из которых просто скальный обрыв. Но ничего. Все прошли, все живы, здоровы. Главное нам помогла погода. Дальше все уже просто.

9 день. Спустились в Золотую долину. Нашли более приятное место для стоянки. Завтра отдыхаем.

10 день. Дневка. Отдыхали, собирали чернику, грибы, пытались ловить в речке хариуса. Никуда не ходили. Да и так вокруг достаточно красиво!

Russia, Altai Republic, Kuyguk river valley

11 день. Через перевал Каратасский вышли в долину Малого Казыра. Погода портится. Накрапывает дождь. Хорошо, что успели пройти перевал. Дальше, нам дождь уже нипочем. Дошли до ручьяРомазин

12 день. Пошли дальше, вниз по реке. Наш маршрут подходил к концу. Дошли до Алгуя. Здесь решили переночевать, а утром уже выйти к дневной электричке.

13 день. В общем, после пройденного маршрута, 10 км сущий пустяк. Это расстояние от Алгуя до переправы. Практически прогулка. Вот так завершился наш маршрут, который родился на ходу.