Обычаи и культура алтайских старообрядцев

Говорить об обычаях и старообрядческой культуре можно лишь тогда , когда, хотя бы в малой степени, представляется возможным увидеть, осознать и охарактеризовать это уникальное народное движение, именуемое старообрядчеством.

Иван да Марья

Алтайское старообрядчество складывалось абсолютно обособленным сообществом, обусловливаемое религиозной общностью. На первый взгляд единое, это сообщество подобно было цветку Иван да Марья, несущему в своём единстве и двойственность и множественность одновременно.

Алтайские переселенцы староверы появились на Алтае в скором времени после никонианского раскола. Уже тогда старообрядчество имело в себе как поповские, так и беспоповские согласия.

В свою очередь эти два ручья старообрядчества состояли из различных промежуточных толков, как то часовенный толк, стариковский, дьяконовский и другие, которые как раз и служили связующим элементом обеих ветвей алтайского старообрядчества.

На 1800 годы сложились условия возникновения единоверческой церкви. Это был очередной шаг в отношениях старообрядческой церкви и православной синодальной. Эта вновь возникшая церковная структура подчинялась архиереям никонианской церкви, но чин богослужения в ней совершался по старым, дониконовским книгам и в полном соответствии с установками старообрядцев.

Старообрядцы сегодня

Что едино в разном

Вполне естественно, что многообразие старообрядческих согласий и толков сохраняет в себе такое же множество обычаев и культурных особенностей. Но нужно отметить некоторые явления, присущие практически всем староверам.

Старообрядцы все без исключения чрезвычайно трудолюбивы, выносливы и необычайно чистоплотны. Все старообрядцы, даже “нынешнего” времени, живут по своим суровым законам, в основе которых заложено:

– всегда оставаться твёрдым в вере;

– не курить, жить только по правде, без лжи;

– не воровать, не пить алкогольных питий;

– строго чтить родителей и ещё многие другие повеления, определяющие жизненный уклад старовера.

Среди всех старообрядческих толков считается неприличным не поздороваться с малознакомым, а то и вовсе незнакомым тебе человеком. Многие и нынешние потомки старообрядцев гордятся своими устоями и хранят свои “особенности” в дне сегодняшнем.

Нужно также отметить ещё одну общую черту староверов, – они по сей день стараются никого постороннего не пускать в сою жизнь.

Старообрядцы

Многоцветье обычаев

Но есть среди некоторых толков старообрядцев, только им присущие обычаи и устои. Так, скажем, мелхиседеки по сей день живут по своему календарю. Книги чтут только свои, ни чужих, ни новых книг не читают. Главная их книга – Часовник. Свечи готовят только самостоятельно, освящение свечей проводит наставник. Крестят малых детишек в купели, а вот взрослых – только в реке. И сегодня в этом толке соблюдают строжайше “чашку”, где для “приходящих” людей держат особый набор посуды. Мелхиседеки не общаются с иноверцами и никогда ни с кем не говорят на темы своей веры.

Своеобразны нравы горноалтайских “стариковцев”. Люди этого старообрядческого толка отрешились от пенсий, назначаемых государством, живут своим собственным натуральным хозяйством, в магазине же покупают минимум продуктов.

Свойственны им и обрядовые особенности. Так в причащении они используют не просфоры, а богоявленскую воду. В Пасху же причащаются яйцом, которое пролежало перед домашними иконами ото дня прошлогодней Пасхи.

Как гранёный алмаз, превратившийся оттого в бриллиант, твёрд и сверкающе многоцветен мир алтайского старообрядчества, и очень жаль, что сегодня просматривается тенденция угасания и разрушения его традиций.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика