Народы Хабаровского края

В Хабаровском крае на обширной территории 787 633 кв. км. сегодня проживает 1 328 302 человека, что составляет по числу жителей 36 место среди административных регионов России. Среди них 88, 05% (1 183 292 чел.) составляет русское население, вторую позицию занимают украинцы 1,99% (26 803 чел.). В большую многонациональную семью народов Хабаровского края входят восемь малых коренных этносов: эвены и эвенки, ульчи и удэгейцы, орочи и нивхи, негидальцы и нанайцы.

 

Русские  

 

Впервые отряд пешего казака Ивана Москвитина появился на берегу Ламского (Охотского) моря летом 1639 г., что послужило началом освоения дальневосточных земель. Поселились в основанном Охотском остроге казаки в 1647 г., активно обследовали земли в округе. Позже казаки основали другие села: Андрюшкино и Покровское, Монастырщина, Игнашкино и Солдатово, распахали тысячу десятин земли, посадили хлеб, собрали хороший урожай. Количество русских в приамурских землях постепенно увеличивалось, позже в 1858-1860 гг. сюда переселили 3 тыс. крестьян. Тогда появились села Пермское и Троицкое, Тамбовское, Вятское и Воронежское.

Среди переселившихся крестьян было много староверов старообрядцев и в 1830-х годах они составляли практически половину местного населения. Именно в местных старообрядческих общинах сохранилась традиционная, уже почти забытая старорусская культура и дораскольное древнее христианство. В деревнях Тавлинка и Новоалександровка, в поселках «Лесопильный» и «Дуки» проживает много представителей древних старообрядческих фамилий Гуськовых, Басаргиных и Бортниковых. Старообрядцы-беспоповцы здесь живут обособленно, сохраняют самобытность и обрядовость, строго хранят веру предков, стараются свести к минимуму общение с иноверцами и властями.

 

Приверженцы старинного, так называемого исконного православия и сегодня продолжают жить по канонам и обрядам, принятым до церковной Никоновской реформы XVII в. И сейчас старообрядцы крестятся, как в старину двумя перстами, поводят крестный ход по солнцу, совершают так называемые «малые земные поклоны», избавляются от предметов, использованных «пришлыми людьми». У них сохранился специфический старорусский говор, питаются староверы преимущественно своими выращенными продуктами, под запретом у них употребление табака и алкоголя, чая и кофе. Отмаливают грехи старообрядцы на ежедневных службах, называемых «соборами», используют при богослужениях старинные книги, привезенные с собой из областей расселения и напечатанные по канонам «древлего благочестия» до церковного раскола.

 

Украинцы

 

Вторым по числу жителей в Хабаровском крае является этнос украинцев. Большинство представителей местной украинской диаспоры являются потомками первых переселенцев на дальневосточные земли конца XIX в. Тогда в Приморье переселилась большая группа в 40 тысяч безземельных крестьян из Полтавской, Киевской, Харьковской и Черниговской губерний. Накануне революции 1917 г. украинские села окружали большие приморские города и переписи показывали в данном регионе до 83% украинского населения. Всего до революции с Украины сюда переселилось более 276 тыс. этнических украинцев. Тогда появились топонимы речки и села Киевка, поселков Черниговка и Чугуевка, Хороль и Славянка.

Украинцы перенесли, по мнению ученых-этнографов, на дальневосточную землю поистине «кусок Малороссии», свои традиции и обряды, мазаные хаты, сады, цветники и огороды, заросли подсолнухов выглядели здесь совсем как на Украине. Привычным было и остается, по сей день внутреннее убранство украинского жилища, национальная одежда, фольклор и песни, живленный и веселый малорусский говор. Вторая волна переселения украинцев связана с приездом высококвалифицированных специалистов из УССР на местные предприятия с промышленным развитием региона в советские годы. С распадом СССР наблюдается миграция украинцев отсюда в другие регионы РФ.

 

Нанайцы

 

Третью позицию по количеству жителей в Хабаровском крае занимает этнос «людей земли» нанайцев, здесь проживает 11 009 (0, 82%) представителей данного малочисленного дальневосточного народа. Они относятся к байкальскому антропологическому типу с примесью китайского компонента, говорят на собственном нанайском языке из группы тунгусо-маньчжурских языков. Хабаровский край является местом компактного проживания (92,29%) нанайцев, здесь есть даже Нанайский административный район. Нанайские села расположены компактно по берегам Амура между Хабаровском и Комскомольском-на-Амуре. Этнос делится на 30 нанайских родов, наиболее многочисленными среди них стали актанка и киле, сарголь и гайер, гахир и самар, донкан и ойтанка, перменка и ходжер. 

Эвенки

 

Малочисленный дальневосточный народ с самоназванием «эвенкил» или «эвэнки» раньше называли тунгусами или ороченами. На территории края в Охотском, Верхнебуреинском, Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском районах проживает сегодня 4654 (0, 35%) этнических эвенков. Происхождение эвенков ученые ведут от древних забайкальских оленеводов увань, упоминаемых китайскими летописцами в VII в. В Приамурье живут в основном «оленные» эвенки орочены. Они кочевали издавна со своими стадами по родовым угодьям горной тайги, отсюда остались топонимы «Аян» – залив, «Нелькан» – место весенних встреч, «Амут» – озеро, «Аланап» – перевал. Эвенки всегда были замечательными охотниками и искусно удили рыбу. Говорят они на восточном наречии эвенкийского языка и сумели сохранить сам язык, богатый духовный опыт и мировоззрение, самобытный фольклор.

 Ульчи

 

Национальные корни малочисленного местного народа ульчи (самоназвание «нани») уходят вглубь веков, связь данного этноса с древними мезолитическими племенами явно просматривается в археологии. Формировался древний этнос ульчей при влиянии тунгусов, многих тюркоязычных и монголоязычных народов. Впервые русские узнали о ульчах в XVII в., об этом есть упоминания в «казачьих отписках». Тогда же ульчей казаки попытались обложить ясаком. На землях исторического расселения племен ульчей к середине XIX в. стали появляться русские деревни Михайловское, Иркутское, Богородское. Взаимодействие ульчей с русскими земледельцами сильно повлияли социальное развитие данного этноса, они освоили огородничество, занимались круглогодичным рыболовством, извозом и промысловой охотой.

Нивхи

 

В Николаевском и Ульчском районах проживает древнейший из приамурских автохтонных этносов – нивхи. Ученые считают, что поселились они здесь еще в позднем плейстоцене. Сегодня в крае проживает 2149 (0,16%) представителей данного этноса. Большинство ученых сходятся именно на автохтонной теории происхождения народа и считают, что нивхи всегда были аборигенами здешних мест. Нивхский язык специалисты относят к группе древних, так называемых палеоазиатских языков. В нем есть схожесть с группами корейских и алтайских языков, множество заимствований. Мировоззрение нивхов можно охарактеризовать как анимизм, они видят во всем окружающем живое, поклоняются стихиям и духам природы. Сегодня идет русификация нивхов, кроме родного все они говорят на русском языке.  

Эвены

 

Одним из крупнейших по численности дальневосточных народов являются эвены, которых ученые лингвисты и этнографы вместе с эвенками относят к северо-восточной ветви тунгусов. Раньше эвенов называли ламутами или «людьми моря». Самоназвание этноса «эвэн» или «эвын» дословно означает «люди, человек». На территории края, в основном на охотском побережье, по рекам Охота и Кетанда, Ульбея и Улья проживает сегодня 575 эвенов, что составляет 0, 04% от численности местного населения. У разных родов среди групп оленных и пеших эвенов своя этническая история. Вероятно, что в XV в. эвены пришли из Якутии, на формирование кочевого этноса большое влияние оказали юкагиры. Эвены имеют свой язык, в 1932 г. у них появилась письменность.  

Негидальцы

 

От длительного смешения эвенков с ульчами, нанайцами и нивхами сформировалась новая этническая общность негидальцев, взявших много от всех этих народов. Название этноса произошло от двух эвенских слов и фактически означает «живущих внизу». Компактно проживают негидальцы на Амуре, Амгуни и Тугуре, близ озер Чля, Орель и Удыль. Среди негидальских родовых сообществ есть и айнские рода. У негидальцев, живущих на берегах Амгуни, сохранилось верховое эвенское оленеводство. У эвенков они переняли также приемы таежной охоты, форму конического кочевого жилища, одежду из кожи и меха. У нижнеамурских побережных народов негидальцы заимствовали премудрости охоты на морских зверей, тип упряжки и нарты, форму плоскодонной дощатой лодки, собаководство и умение изготовлять одежду из кожи рыб. 

Орочи

 

В пределах Совгаванского и Ванинского районов проживают орочи, самоназвание этноса «орочисэл». Впервые их быт, обряды, верования и традиции хорошо описал, будучи в экспедиции с Г. И. Невельским Н. К. Бошняк, полную картину их проживания в регионе дал В. К. Арсеньев. Сегодня в крае проживает 441 представитель данного этноса, что составляет 0,03% от количества жителей. Этноним «орочи» переводится как «имеющие оленей». В формировании этноса орочей большую роль сыграли айны и нивхи, эвенки и тунгусы. Язык орочей созвучен эвенкийскому, молодежь сегодня в их семьях говорит только по-русски. Издавна семьи орочей селились по речкам Тумнини и Худями, Хуту и Коппи.

Люди живут на территории Хабаровского края, начиная с мезолита, подтверждением этого стали громатухинская (12-13 тыс. лет назад) и осиповская (12500-12600 лет назад) археологические культуры. Одни народы приходили сюда, проживали разные периоды времени, уходили отсюда, постепенно формировались новые народы и этносы, многие из них и сегодня являются коренными автохтонными народами на данной территории.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика