Мунгальский тракт.
От Бийска на юг, в горы, к границе с Монголией проходит знаменитый Чуйский тракт, основная дорога Алтая. Сколько лет Чуйскому тракту, не знает наверняка никто. Тысячи лет назад Великий шелковый путь, торговый маршрут из Китая в Европу имел здесь, похоже, северное ответвление, которое вело купцов в землю скифов, «где водятся рыбы с круглым ртом на брюхе» – явно наши осетровые. Никто этого не проверит, упоминания в старинных летописях смутны, но тропа-то была! На реку Чую каждый год ходили паломники к священному дереву, а с ними и торговцы увязывались, а русские оказались предприимчивыми и основали поселение – Кош-Агач.
И пошли по тропе торговые караваны в Монголию и дальше – в Китай, да и оттуда тоже не пустыми возвращались. А тропу прозвали Мунгальской…
Все чаще ходили караваны, тропа травой не успевала зарасти, хорошо видна была, но все равно только верхом по ней можно было проехать. Купцы просили и не раз, и местные власти, и столичные, доказывали, что необходимо здесь сделать хорошую дорогу, как могли своими силами подправляли самые опасные места, но только в 1901 году на дороге начались серьезные работы. Купцы помогали, как могли, подписку организовали, деньги собрали на строительство, людей из окрестных деревень привлекли. И за два года проложили-таки дорогу до Кош-Агача и теперь здесь смогли ездить и повозки.
В 1911 году Министерство путей сообщения выделило деньги на дальнейшее строительство дороги и в 1914 году здесь начались исследования, картографические съемки, которыми руководил инженер Всеволод Шишков, будущий писатель, автор книги «Угрюм-река». Помешала война. После гражданский войны дорога пришла в упадок, дорогу никто не ремонтировал, переправы через реки разрушились, но в 1922 году Чуйский тракт признали дорогой государственного значения и восстановление ее началось, причем уже из расчета для движения автомашин. Грузооборот с Монголией возрастал и дорога была крайне необходима. И ее строили, ударными темпами, прогладывая новые пути, взрывая непроходимые скалы. И к 1935 году дорога вступила в строй. Но в те времена она считалась опасной – вплоть до 1970-х годов. Водители, работавшие на Чуйском тракте, считались лучшими – плохие с этой дорогой не справлялись. А о том, что дорога была опасной, говорят памятники у дороги. Эту дорогу и ее легендарных шоферов увековечил местный уроженец Василий Шукшин в своем фильме «Живет такой парень».
Дорога, как всякий исторический путь, обрастала легендами. Мест силы на Алтае много, рассказов о них – еще больше. Ходят среди водителей рассказы о женщине с волчьей мордой, заманивающей водителей… Древняя земля, древние легенды. А дорога стала вполне современной, асфальтовой, и почти не опасной. Здесь три транспортные развязки, 66 мостов длиной 2685 метров, 93 автобусных остановки и даже автоматизированные пункты учета интенсивности движения машин. Дорогу поддерживают в порядке, хотя машин по ней теперь ходит мало: товарооборот с Монголией сошел на нет, да и перевалы зимой часто закрыты. Зато туристам удобно.