Мост инженера Цаплина
Старый Ининский висячий мост представляет собой значимую веху в истории Чуйского тракта. После присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения в 1922 году и последовавшего за этим, через шесть лет, начала регулярных грузоперевозок в Монголию, возникла острая потребность в более надежной переправе через реку Катунь. Ранее функционировавшая паромная переправа в районе села Иня была крайне уязвима к паводкам и неблагоприятным погодным условиям. Ининский мост, имеющий уникальную двухцепную конструкцию, считается первым в мире мостом подобного типа. Разработанный С.А. Цаплиным, выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения, мост расположен в селе Иня, Онгудайского района, в Горном Алтае.
Строительство моста, начавшееся в 1934 году, было завершено в 1936 году. При возведении использовалась высококачественная лиственница. Процесс скручивания канатов осуществлялся непосредственно на льду реки Катунь с использованием автомобильной техники. В апреле 1936 года начались испытания конструкции. Шесть грузовых автомобилей ЗИС, с полной загрузкой от 6 до 8 тонн, осуществили переезд с одного берега на другой. Строительство моста велось заключенными 7-го отделения Сиблага НКВД, которым после завершения проекта была обещана амнистия, что обусловило его второе название – “дембельский” [2]. Ининский мост является не только памятником инженерной мысли, но и отражением эпохи сталинизма. В 1970 году, на 356-м километре, в районе села Иня, был введен в эксплуатацию новый железобетонный мост, заменивший старый висячий мост. В 1994 году Ининский подвесной мост был признан памятником истории и культуры Российской Федерации.
Мост Цаплина функционировал до 1970 года, находясь под постоянной охраной и оборудованный фонарями и сторожевыми будками с телефонной связью. Общая длина моста по настилу составляет 142 метра. Опоры моста представляют собой железобетонные рамы высотой 21 метр. Цепи моста проложены через вершины опор и закреплены в анкерных плитах. В 1994 году мост был включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации.
После завершения строительства и амнистии наиболее активных строителей, грузовик ЗИС-5, перевозивший освобожденных заключенных, сорвался в обрыв по вине неопытного водителя, что привело к гибели 27 человек.
Ининский мост, расположенный на фоне бирюзовых вод Катуни и живописных деревьев, являет собой впечатляющее зрелище.