Кругобайкальская железная дорога

Общая информация о КБЖД

Кругобайкальская железная дорога (сокращенно КБЖД), или как её называют в народе Кругобайкалка – это не железная дорога, огибающая всё озеро Байкал, как может показаться из названия. Это всего лишь участок протяженностью 87 километров от станции порт Байкал до поселка Култук. На протяжении железнодорожной ветки Порт Байкал – Култук раскинулось огромное количество природных и исторических достопримечательностей, музеев и баз отдыха. “Преодолеть” расстояние можно двумя способами. Первый –  на обычной электричке, местные называют её Мотаня, за 6 часов. Такая поездка обойдется примерно в 100 рублей. Единственный недостаток Мотани – она курсирует всего лишь один раз в день, выйти на интересующей остановке и продолжить поездку на следующей возможности нет.  Второй вариант – на экскурсионном поезде. Это путешествие более длительно – занимает почти 10 часов, зато с остановками различной длительности, от 15 минут до часа в интересных местах маршрута. Кроме того, вся поездка сопровождается увлекательным рассказом экскурсовода. Стоимость такого организованного путешествия – около 2500 тысяч рублей.

Кругобайкальская железная дорога

История КБЖД

Начало кругобайкальской железной дороге  Положил указ Александра III о строительстве Транссибирской магистрали. С моменат, когда указ был издан в 1891 году до начала строительства её  знаменитого кругобайкальского участка прошло больше 10 лет – работы здесь начались в 1902 году. КБЖД  по сложности создания и трудности выполняемых работ превзошла все существующие мировые железные дороги. Многочисленные тоннели, лотки, мосты, виадуки – что только не приходилось преодолевать строителям. Тем не менее, КБЖД была введена в эксплуатацию в рекордные сроки – всего через 2 года и 3 месяца по участку началось движение.

Первоначально КБЖД связывала Иркутск со станцией Култук, однако позднее из-за строительства ГЭС в этом районе участок Иркутск-порт Байкал оказался затоплен, была проложена новая ветвь Иркутск – Култук. . Оставшаяся часть пути, от порта Байкала до станции Култук оказавшись “тупиковой”, с 1956 года утратила своё былое значение. В 1980 году и вовсе шла речь о закрытии знаменитой Кругобайкалки.  Однако этим планам не суждено было сбыться, так как КБЖД оставалась единственным способом связи между многочисленными поселками на всём её протяжении и Иркутском. Кроме того, из-за огромного количества природных памятников на этом участке Кругобайкальская железная дорога обрела новая значение – туристическое. В 1892 году этот участок был объявлен архитектруно-ландшафтным заповедником.  Поток желающих посмотреть на то, как гармонично технический прогресс сочетается с красивейшими природными ландшафтами растет с каждым годом.

КБЖД

 Природные памятники на участке КБЖД

Одно из самых красивых мест КБЖД находится на её старте, на станции Порт Байкал.  Не трудно догадаться, что это место, где из Байкала берет своё начало его “единственная дочь” – Ангара. Исток Ангары не замерзает круглый год, зимой здесь сосредотачивается огромное количество водоплавающих птиц.

Здесь же, на станции Порт Байкал, находится ещё один природный памятник – шаман-камень. Считается, что это место когда-то было культовым для коренного населения. Для нас же вся его сила – в легендах и преданиях.   Ещё одно культовое место коренного байкальского населения расположено на противоположном конце железнодорожной ветки – на ст. Култук. Это так называемый Шаманский мыс – место, где когда-то приносились жертвы богам.  До строительства Иркутской ГЭС без труда можно было попасть в расположенные у основания мыса обрядовые пещеры. После начала функционирования гидроэлектростанции они оказались затоплены и обрели ореол особой таинственности.

Поражают воображение образовавшиеся в результате проведения строительных работ горные разрезы, в районе 72 и 103 км КБЖД. По ним можно отследить историю формирования Земли.

Недалеко от станции “Турбаза Таёжная” облюбовали для себя место серебристые чайки. Этот район так и стал называться – “Птичий базар”.

Район станции Култук – это сосредоточение уникальных природных комплексов, где произрастает огромное количество редких растений, занесенных в Красную Книгу. Это, в первую очередь, Култукские болота, Таловские и Слюдянские озера. Эти места по праву можно считать раем для любителей нетронутой человеком природы.

Кругобайкалка

Кругобайкальские музеи

По сути, весь участок Круглобайкальской железной дороги – это один сплошной музейный комплекс, однако есть на его территории и отдельно выделенные музеи.

Байкальский музей

            Самый интересный из “кругобайкальских музеев” расположен в поселке Листвянка. Это Байкальский музей. Единственный в нашей стране, посвященный исключительно озеру. Коллекции, представленные в музее, начали формироваться с 1928 года. Сам же музей открыт не так давно, в 1993 году, но уже успел войти в десятку самых посещаемых в России – ежегодно здесь встречают больше 100 тысяч гостей.

На сегодняшний день в фондах музея – более 17 тысяч экспонатов, которые объединены в 4 экспозиции: аквариумная, виртуальная “Батискаф”, дендропарк и “сухая” экспозиция.     Аквариумная экспозиция – это 11 огромных аквариумов, в которых представлено всё разнообразие байкальской подводной фауны. Аквариумы не изолированы в помещении, это всего лишь огороженная часть озера. Наибольшей популярностью пользуется “витрина”, в которой живут нерпы.  Виртуальный “Батискаф” – это 15-минутное погружение на дно Байкала. Аналогов этому приключению в России нет. Экспозиция дендропарк – это музей под открытым небом, парк, в котором представлено большинство видов растений, ареал обитания которых – берега Байкала.  “Сухая” экспозиция – самая старая из всех в Байкальском музее. Она посвящена истории озера.

Посетить Байкальский музей может любой желающий, он открыт для гостей каждый день с 9 утра до 7 вечера. Стоимость посещения – порядка 250 рублей.

Кругобайкальская дорога

Железнодорожный музей

Расположен на ст. Хвойная. Официального статуса музея не имеет. В основном экспозиции посвящены истории строительства КБЖД и тем, кто её строил. Отдельного внимания заслуживает зал, посвященный сложностям, возникавшим при строительстве Кругобайкалки и когда-либо случавшимся на ней происшествиям. Официально установленной платы за посещения музея нет, каждый оставляет сколько считает нужным.

Минералогический музей

Расположен с поселке Слюдянка. Это уникальная для России частная коллекция, выставленная на всеобщее обозрение в 1990 году. На сегодняшний день коллекция Валерия я Алексеевича Жигалова насчитывает 10 тысяч экспонатов, многие из которых уникальны.  осмотреть экспозиции можно ежедневно, с 8 утра до 9 вечера.  Однако об экскурсии лучше договориться заранее по телефону.

 

В завершение…

Поездка по Кругобайкальской железной дороге – это не просто экскурсия. Это приключение, привлекающее всё больше и больше людей с каждым годом. Её можно организоваться самостоятельно, остановившись на одной из многочисленных туристических баз, или обратившись к профессионалом, отправиться в организованное путешествие на поезде. В любом случае, заряд положительных эмоций Вам гарантирован.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика