Коренные народы Сибири.

Существует такое понятие – коренные народы, те, которые жили на своей земле изначально, задолго до формирования государственных границ, до прихода переселенцев из других мест. Слова типа «аборигены», «туземцы» близки по значению, но определение «малые коренные народы» является официальным и используется в российском законодательстве.
Основная проблема малых народов – это их постепенное слияние с более крупными народами, прежде всего – потеря языка. Язык малого народа может слиться с языками соседних культур, а может естественно или принудительно замениться на язык, считающийся государственным. Поэтому задачи сохранения коренных народов издавна стояли перед Россией. Заметьте, именно сохранения, а не уничтожения. Если при покорении Америки местное население попросту истреблялось, даже премии за скальпы индейцев выдавались, то в России власти стремились сохранить будущих плательщиков подати. И не стоит обвинять царизм в вымирании народов Сибири – если до прихода русских аборигены (инородцы, как их тогда называли) составляли около 200 тысяч человек, то к концу 19 века – уже 800 тысяч. Правда, сложнее обстояло дело с народами, которые вели первобытное хозяйство, хотя и они получали определенную помощь. Например, в случае эпидемий и голода.
Советская власть взялась активно спасать народы Севера от уничтожения. Их освободили от всех налогов, снабдили медикаментами и медицинской помощью, создали сеть культбаз, начали работу по формированию письменности, постепенно создавали культурную элиту. Племенное самоуправление сохранили, только переименовали собрания старейшин в родовые советы.
Но если в царской России среди представителей малых народов была категорически запрещена торговля спиртными напитками, во время сталинских пятилеток торговлю разрешили – в обмен на пушнину – стране нужна была валюта. Родоплеменные структуры заменили обычными советами, с началом северных строек и прибытием на них рабочих национальные округа все более теряли свое национальное лицо.
Своеобразные результаты дала политика СССР в отношении малых народов севера. С одной стороны, улучшилось материальное положение, возросла техническая база промыслов, расцвела национальная культура, появились свои писатели и художники. А с другой стороны, началась социальная деградация и алкоголизм. Семьям создавали хорошие жилищные условия, переселяли в благоустроенные дома, а в результате отрывали мужей, пасших оленей, от жен, детей отправляли в интернаты, разрушались традиции, терялись исторические корни.
Заявления лидеров северных народов во времена перестройки ни к чему не привели. Рухнувшая экономика заставила приезжих рабочих срочно выехать «на материк», рыболовецкие бригады и зверофермы местных жителей не могли существовать без поддержки и большинство аборигенов дошло до крайней степени обнищания.
В 1999 году был принят Закон «О гарантии прав коренных малочисленных народов», который определил: малочисленный – значит, меньше 50 тысяч человек. Многие национальные группы, стремясь получить особые права, добивались официального признания народами. Таким образом появилось еще 19 малых народов Севера, несколько народов выделилось из алтайцев
В богатых нефтедобывающих районах Севера коренным народам оказывается весьма серьезная поддержка, как экономическая, так и политическая – их представители вводятся во все органы местной власти. В районах, где нефти нет, местные власти не спешат помогать малым народам в ожидании помощи из Москвы, центральная же власть склонна передавать эти заботы на уровень субъектов федерации.
Все большая часть населения малых народов Севера переселяется в города. В целом по стране эта цифра составляет 32%, а, например, из шорцев в городах живут 90%. Традиционными промыслами занимается менее четверти аборигенов, свои языки помнят 42%…
Как быть с сохранением первобытного уклада жизни малых народов в условиях современного мира – вопрос непростой. И дело не только в том, что нефтяные компании отбирают территории у коренных жителей, проблема – в самих людях. Или получить все достижения цивилизации или сохранить древнюю культуру, но – в первобытных условиях. А без этих условий народ исчезнет, национальная самобытность не может быть оторвана от образа жизни. Если в языке оленеводов – несколько десятков слов, означающих «снег», сохранятся ли эти понятия в городе?
С этими задачами сталкиваются не только в России. Мировой опыт построения отношений с малыми народами в условиях мировой глобализации имеется и во многом достоин изучения и применения, равно как и опыт российских национальных взаимосвязей интересен для стран, исмеющих на своей территории малые народы.
Далее мы подробнее познакомим вас с некоторыми народами Сибири:
В Республике Алтай проживают теленгиты (2399 человек, Тубалары (1565 человек), Кумандинцы (3114 чел) и Челканцы (855 чел).
В Кемеровской области – шорцы (13975 чел) и телеуты (2650 чел)
В Красноярском крае – долганы (7261 чел), нганасаны (834 чел), Ненцы (всего 41302 чел, в пределах края – 3054 чел), Кеты (1494 чел), Селькупы (всего 4250 чел, в пределах края – 412 чел), чулымцы(656 чел) и энцы (237 чел).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика