Коренные народы Иркутской области

Содержание

Общая информация о коренных народах Иркутской областих 

Восточная Сибирь – земля многих народов и ни одна из ее областей не представлена только одно национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ними украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей. До освоения же Восточной Сибири русскими казаками эти территории принадлежали исключительно малым народностям Севера – бурятам, эвенкам, якутам и тофаларам и Иркутская область не является исключением.

Иркутская область стала домом для многих путешественников, отправившихся на берега Ангары в поисках лучшей жизни, хотя стоит признать, что не все переселенцы направились в поселения области по своей воле – в Иркутск и окружающие его населенные пункты часто отправляли в ссылку политических заключенных, также внесших свою лепту в этнический состав области. Но прихода же на территорию Иркутской области русских казаков здесь проживали малочисленные народы и этнические группы – буряты, эвенки и тофалары.

Народы Западной Сибири

Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью Восточной Сибири – по самым скромным подсчетам на ее территории проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны и даже из соседних стран. И хотя почти 90% населения Иркутской области составляют русские, малые народности области до сих пор играют важную роль в ее этническом самоопределении, а к их культуре и традициям проявляется повышенное внимание.

буряты

Буряты на территории Иркутской области

Среди коренных народностей Иркутской области буряты являются самой многочисленной – согласно Всероссийской переписи населения на территории области проживает около 80 тысяч бурят, что составляет 3,3% от общего количества населения области.

По исторически подсчетам первые пробурятские племена появились на территории области в конце эпохи неолита, а именно около 2500 тысяч лет до нашей эры, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки и стоянки древнего человека, обнаруженные в Прибайкалье. В III веке до нашей эры началось активное заселение Прибайкалья племенами из Центральной Азии и Южной Сибири, вынужденными осесть вблизи озера из-за активного образования на территории современной Монголии негосударственных объединений. Позднее поселившиеся у Байкала племена стали частью Уйгурского ханства. Во времена Монгольской империи все племена современной Бурятии и Прибайкалья были вовлечены в общую политическую и хозяйственную жизнь, и даже после распада империи Забайкалье осталось в составе Монголии.

Первый контакт иркутских бурят с русскими состоялся в начале XVII века – именно тогда русские казаки начали освоение территорий Восточной Сибири. В это время в Иркутской области проживали 5 крупных бурятских племен – булагаты на Ангаре, табунуты в районе Селенги, хонгодоры на Иркуте и левом берегу Ангары, хоринцы на реке Уд и Ольхоне и эхириты в верховье Лены и Куды. Помимо крупных племен существовало также несколько малочисленных групп: ашехабаты, икинаты, хатагины и некоторые другие. После присоединения Бурятии к Российской империи бурятские племена начали формироваться на основе племенных групп, что со временем привело к образованию новой этнической общности – бурятского этноса. В начале XX века буряты подвергались тяжелому административному гнету: на территории Бурятии было введено военное положение, у оседлых племен изымались земли. С установлением советской власти военное положение было снято, а бурятам даровали автономность.

Таинственный Патомский кратер

Сегодня в Иркутской области и Бурятии идет сильное движение за сохранение бурятских традиций и культуры. Шаманизм до сих пор исповедуется многими бурятами, а такие традиционные бурятские праздники, как Сагаалган, Восточный Новый год, и Сурхарбан отмечаются на областном уровне и не только бурятами – на гуляния в честь праздников приглашаются представители всех национальностей.

Эвенки

Эвенки в Иркутской области

Тунгусы, официально известные с 1931 года под самоназванием эвенки, сегодня занимают в Иркутской области около 0.05% от общего количества населения – в последней переписи населения в области было насчитано 1272 эвенка.

Эвенки произошли от смешения племен Восточной Сибири с пришедшими из Забайкалья тунгусами. На территорию современной Иркутской области эвенки пришли в начала XII века, где в процессе расселения быстро ассимилировались с местными племенами. Уже в XII веке эвенки четко разделялись на оленеводов, рыболовов и скотоводах, ведущих полукочевой образ жизни. В Забайкалье, к примеру, проживали мурчены – эвенки, занимающиеся коневодством, а по берегам Ангары расселялись орочены – племена, занимающиеся разведением оленей.

Русские с иркутскими эвенками впервые встретись в конце XVI века – именно к этому периоду относится первое описание эвенков как народности Восточной Сибири. Активное исследование территорий Восточной Сибири привело к близкому контакту русских казаков с эвенкийскими племенами – русские учились у эвенков охоте и секретам выживания в суровых условиях севера, эвенки же позаимствовали у русских некоторые технологии производства предметов быта.

Эвенки с древних времен обеспечивали себя посредством традиционного хозяйства – они охотились на оленей, лося, кабаргу и медведя, занимались пушной охотой, разводили лошадей и оленей или же занимались рыболовством. Все эти занятия давали эвенкам все необходимое для жизни. Сегодня же с деградацией традиционного хозяйства обострилась этно-социальная обстановка в эвенкийских селах – в большинстве поселении попросту нет работы. Численность эвенков позволяет не беспокоиться о сохранении этнической системы, но для ее дальнейшего благополучного существования придется найти новые способы самоидентификации и развитии традиционных отраслей в современных условиях.

Тофалары

Тофалары на территории Иркутской области

Само малочисленной коренной народностью Иркутской области считаются Тофалары – на территории Нижнеудинского района, где и проживают тофалары, насчитывается всего 678 представителей народности, что составляет 0,03% от общего количества населения области.

Считается, что тофалары произошли вследствие сложных этнических процессов, протекающих в Южной Сибири и Саянах – в этносе тофаларов прослеживается влияние самодийских и кетских племен, тувинцев, а также влияние тюркских племен туба и пришедших в Саяны в XIII веке монголов. Под контроль Российской империи тофалары попали в середине XVII века, когда русские казаки пришли на территорию Восточной Сибири. Ясак Российской империи тофаларские племена выплачивали пушниной – основным промыслом тофов.

Мумия плато Укок

Тофаларам удавалось долгое время сохранять как нейтралитет в политической жизни, так и свою культурную самобытность. Но после Октябрьской революции племена все-таки попали под влияние новой власти, что плачевно сказалось на традиционных отраслях тофов – им пришлось полностью отказаться от кочевого образа жизни и осесть в Нижнеудинском районе. Сегодня от оленеводства и пушной охоты тофалары перешли к земледелию, разведению скота и собирательству – добыча кедрового ореха до сих пор считается основным доходом многих тофаларских семей. Но, несмотря на упадок традиционного хозяйства и кризис этнического развития, тофалары сохраняют высокий уровень этнического самосознания, передавая из поколения в поколения традиционные легенды, сказки и песни.

Видео о коренных народах Иркутской области

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика