Каменная старуха Иней-Тас
Если подняться сегодня к вершине горы Иней-паары (что в переводе с хакасского на русский язык означает “подножие Иней”), то среди травяного плáта вершины сопки, словно бы порванного местами каменными выбросами, увидится как бы текущая от скального выхода, слегка возвышающегося над этой травяной шалью, каменная осыпь. Этот молчаливый поток камней не что иное, как останки антропоморфной фигуры-скалы, возносившейся над вершиной сопки на высоту более 20 метров. Это была Иней-Тас (кто-то называл её Иней-Хая) – “каменная старуха”.
История хакасских гор-тотемов
Традиционно каждый хакасский род (сеок) имел свою тотем-гору, олицетворявшую точку рождения и обитания духов и покровителей рода. Такая гора была местом поклонения сеока, связующей осью между миром людей и миром богов. Родовая гора была объектом поклонения только одного, определённого рода (сеока) хакасов, оставаясь для всех прочих людей обычной горой. Посещение горы для такого сеока обусловливалось установленными, строго соблюдаемыми правилами. Раз в три года старейшины сеока поднимались на свою гóру, чтобы совершить обряд жертвоприношения – тар тайыр. Хакасы называли свои родовые горы “улур абам”, что в переводе на русский – “великий хранитель”. Женщинам нельзя было подниматься на родовую гору, нельзя было показываться горé без головного убора и босиком.
Иней-Тас
Иней-Тас была вершиной именно такой родовой горы хакасов из сеока Майнагашевых. Но, особенностью этой каменной женщины было то, что она, в отличие от других родовых гор одного рода, слыла покровительницей скотоводства всего местного хакасского населения. Фантазия человеческая многогранна и может увидеть некий образ, сложенный пятнами сырости на стене, но природный образ Иней-Тас был по-своему грациозен и однозначно трактуем всеми, кто видел её. Ясно прочитывалась фигура в национальном хакасском платье, плат с кистями, повязанный на гордо посаженной голове, опущенные вдоль туловища руки. Видны были даже её глаза.
Обряды жертвоприношений совершались у Иней-Тас на расчищенной у её подножья, и покрытой утрамбованным речным песком, площадке, на которой по периметру были установлены отдалённо напоминавшие быков, овец, лошадей скульптурки из красного песчаника и речной гальки, созданные природой и лишь частично доработанные человеком. Изо всего “стада” сохранилось всего три фигурки, остальные утрачены. Сама Иней-Тас была уничтожена взрывом в самом конце 50-х годов прошлого века.
Теперь гора, где когда-то высилась Иней-Тас, зовётся Иней-паары. И обряды жертвоприношения всё равно проводятся. Так может можно восстановить образ “Каменной бабушки”? Камни-то ведь все целы и лежат на месте…