Арарат – начало всех дорог

Нет человека, у которого не замрёт сердце при виде величественной картины: двух вершин, слитых единым основанием, словно парящих над землей в ярко-голубом небе. В ясные утренние часы профиль горы Арарат, похожий на замершую волну среди равнины, уже много веков притягивает к себе взоры и мысли людей, обитающих в колыбели нового человечества – Араратской долине.

Содержание

До потопа: жизнь-легенда



Многого достигло человечество, пытаясь заглянуть в доисторическое прошлое. Легенды, восполняющие “белые пятна” познания, не удовлетворяли запросам пытливого ума. Тем не менее, и они живы, украшая собой биографию великого Арарата.

Гора Арарат состоит из двух вершин. В древности, до конца XIX века, большую из них армяне называли Масис. История её возникновения связана с древними государствами Урарту и Ассирия, раскинувшимися у подножья Масиса около 3000 лет назад. Одно из преданий гласит, что правитель той местности, что была раньше равниной, пожелал пересчитать жителей своей области, для чего велел каждому принести камень и положить в указанном месте. Люди приносили и укладывали камни со словами “мас – ес” – “я – часть”(армян.). От множества населявшего долину народа выросла гора Масис.

Вечно не согласные с народными преданиями ученые выдвинули свою версию. Аккуратные высокие конусы Арарата, так же как еще нескольких близлежащих гор, являются погасшими вулканами, возникшими при образовании Главного Кавказского хребта. Произошло это несколько раннее, 12 миллионов лет назад. Два действующих вулкана слились основаниями и стали единым массивом среди широкой равнины – типичный пейзаж будущего Армянского нагорья. Считается, что Малый Арарат по времени возникновения моложе Большого.

Господствующее положение Арарата на местности сделало его символом армянского народа, до катастрофы 1915 года жившего на этой земле, а также символом всего человечества. По относительной высоте Арарат является высочайшей горой в мире: от подножья до вершины высота его составляет 4300м (Эверест – всего 3550м).

Вершинный конус горы, когда-то извергавший дым и пламя, сейчас покрыт ледниками. Плавные склоны образованы застывшей лавой и пылят вулканическим песком. Здесь почти нет растительности, а ледники не дают начала ни одной реке, так как пористая порода впитывает влагу ледников. Вулканическая деятельность Арарата прекратилась совсем недавно и никто не знает, на сколько. Природа словно замерла в ожидании.

Ноев ковчег и гнев Артавазда

Славу “священной горы” Арарату создала библейская книга Бытие. Вершина горы Масис первой показалась из вод, когда после 40-дневных ливней начала спадать вода, уничтожившая допотопное человечество. Ковчег единственного оставшегося в живых праведника Ноя с семейством и животными причалил к острову. Дождавшись освобождения долины от воды, Ной спустился по юго-восточному склону высокой горы и обосновался у нынешнего озера Нахичевань, что по-армянски означает “стоянка”.

Со времени принятия Арменией христианства в качестве государственной религии в начале 4-го века, не прекращались поиски великой святыни библейского мира – остатков Ноева Ковчега. Многих смельчаков влекла таинственная вершина, изредка показывая очертания ковчега в отблесках молний. Но путь на священную гору ограждали древние запреты, хранящиеся в легендах еще с дохристианских времен.

Согласно древнеармянскому преданию, на Масисе обитали вишапы (демоны), а на вершине жил змеиный царь. В камнях Арарата действительно водится много ядовитых пресмыкающихся. Раз в семь лет змеи собирались на поклон своему царю и тогда у любого смертного появлялся шанс найти драгоценный камень, которыми змеиный царь одаривал своих слуг.

Рассказывают также, что на заре нашей эры правил в Армении жестокий и несправедливый царь Артавазд. Лишь одного боялся он – предсмертного проклятия своего отца, который предрёк ему вечное пленение в пещере Арарата. После очередного злодеяния отправился Артавазд на охоту к священному Масису и исчез. Вишапы, охраняющие гору, заковали его в цепи и поместили в одной из пещер. С тех пор Артавазд считается символом зла, вечно стремящимся освободиться и истребить людей.

Именно с гневом Артавазда связывают разрушительные землетрясения, которые сотрясали Арарат в течение нашей эры. По письменным свидетельствам их насчитывают около пяти, начиная с 139 г. Во время стихии 1840 года был разрушен древний монастырь Св. Акопа, расположенный у подножья горы. Сам святой жил в 8 веке и известен тем, что несколько раз пытался взойти на вершину в поисках Ноева ковчега. Но каждый раз засыпал, не дойдя до цели.

Во время последней попытки, во сне, Акоп услышал от самого Бога запрет на дальнейшие восхождения. Проснувшись, он обнаружил в своей руке кусок окаменевшего дерева – осколок легендарного ковчега, подаренного ему в утешение. Частица этой святыни хранится сейчас в одном из соборов Армении.

Первым официально зафиксированным покорением вершины Арарата была экспедиция немецкого альпиниста Фридриха Паррота в 1829 году. В это же время Арарат оказался во владениях Российской Империи, что открыло путь к вершине для русских ученых и путешественников. Кроме обычных научных занятий, тайной мечтой каждого из них было увидеть священную реликвию.

Поиски ковчега продолжаются до сегодняшнего дня. Турецкое правительство, стараясь ограничить пыл исследователей, разрешило восхождение на гору только по одному маршруту, проходящему в стороне от предполагаемых мест, где могут находиться остатки легендарного корабля.

“Официальным” Ноевым ковчегом считается похожий по форме на корабельный нос скальный останец, который показывают туристам на равнине, невдалеке от Догубаязита. Второй “ковчег” угадывается под вершиной горы, в расщелине, называемой ущельем Св. Акопа. Там его обнаружил русский военный летчик Ростовицкий в 1916г. Впервые поднявшийся на Арарат Паррот был уверен, что корабль находится под ледниками, а свидетельства переживших землетрясение 1840 года жителей разрушенной деревни Акори говорят, что гигантское судно лишь на мгновение показалось “из горы” и вновь исчезло в образовавшейся пропасти.


“Покорить Арарат невозможно!”



Даже когда в 1850 году на Арарат взошел русский военный топограф подполковник Ходзько с измерительными приборами и установил точную высоту и местоположение главного купола горы, Армянская Апостольская Церковь стояла на своём: покорить священный Арарат невозможно никому из смертных. “Вы поднялись на большую высоту, но вряд ли на саму вершину” – так отвечали тем, кто хвалился своим участием в восхождениях. Нет ли в этом утверждении доли истины?

Организация экскурсий на Арарат сегодня одно из самых популярных предложений для гостей Турции. В альпинистском отношении гора проста и доступна даже для неподготовленного человека. Главная сложность – получение специального разрешения от турецкого правительства и договоры с местными фирмами, предоставляющими снаряжение и проводников.

Со времен окончания Первой мировой войны местность вокруг Арарата населена курдами. Они считают себя хозяевами туристического бизнеса в регионе и без местного проводника-курда на вершину не пройти. К тому же на склонах Арарата находятся пограничные военные базы, ограничивающие передвижения туристов.

Основная тропа, по которой восходят на вершину, тянется с юго-запада, начиная набор высоты от курдской деревни Эли. Заблудиться трудно: протоптанный многими поколениями восходителей путь отчетливо угадывается среди каменных россыпей. На маршруте расположены несколько стоянок на разной высоте. На каменистых площадках разбиваются палаточные лагеря для ночевок.

Восхождение совершается за несколько дней. Длина тропы к вершине около 9 км, но большую высоту нетренированный организм переносит тяжело. Для акклиматизации и привыкания к высоте восходители понемногу живут в каждом из лагерей. Нижний лагерь называется “зеленым” из-за травяного покрова, верхний же представляет собой небольшую площадку, усеянную огромными валунами.

Условия проживания, так же как и окружающий пейзаж, довольно суровые. Обычно фирма-организатор предоставляет снаряжение и вьючных лошадей. На российских туристов, привыкших к ношению рюкзака за плечами, смотрят с восхищением.

Подъем на саму вершину из верхнего лагеря начинается ночью, чтобы успеть подняться, осмотреться и начать спуск до обеда. К вечеру высоко в горах может испортиться погода и даже начаться метель, что часто приводит к дезориентации и даже гибели туристов. Самое сложное место подъема – ледник, начинающийся с высоты около 4000 метров, – проходится в “кошках”, приспособлениях с металлическими шипами, надевающихся на обувь.

Несмотря на суровость, холод и штормовые ветры на ледниках, Арарат милостив к неопытным и сообщения о несчастных случаях там редки.

Эпилог

Чувства от пребывания на вершине великой горы у каждого свои. Альпинисты избегают слова “покорить”, зная, как гора сама выбирает, кого допустить к своему таинству. Волею судеб, путь на Арарат сейчас открыт для граждан любого государства, кроме Армении. В 1921 году, заключив с Турцией мир, Советское правительство, без участия кавказских республик, передало территорию священной для армян горы Турции.

С потерей национального символа до сих пор не может смириться ни один житель древнего государства. Горечь утраты становится еще сильнее, когда в ясную погоду белоснежный купол Арарата, подсвеченный лучами полуденного солнца, в мельчайших подробностях становится виден из любой точки Еревана.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика