Отчет о походе по району Поднебесные Зубья по маршруту, разработанному самостоятельно «Звериными тропами»

Район Поднебесные Зубья не такой уж и большой. Популярных маршрутов не так уж и много. Поэтому когда количество походов в этот район перевалило за десяток, созрело решение пройти маршрутом, по которому возможно никто не ходил. Конечно, был определенный риск, так как видеть с вершины водораздел это одно, а пройти его ногами совсем другое. А уж карта тем более не предает всей картины достоверно, кроме высоты над уровнем моря и относительной крутизны тех или иных склонов. Но это не остановило наших авантюрных мечтаний, которые решено было воплотить в реальность.
Итак, план был такой: дойти по Малому Казыру до Малого Зуба, перевалить, затем оттуда двинуться через водораздел, находящийся справа от перевала, если спускаться в долину реки Нижняя ТайжеСу. Таким образом, мы попадали в верховья этой реки практически по прямому пути (ранее мы обходили этот водораздел). По нашим соображениям мы должны были выйти к озеру недалеко от пика Юбилейный. Оттуда, поднявшись на перевал Ромазиновский, хотелось небольшим траверсом пройти до Верхнего Зуба. По подсчетам траверс мог занять более одного дня, хотя бывалые туристы говорили, что можно уложиться и в один день. С Верхнего предполагали спуститься в Золотую долину к озеруХаратас. А затем уже хоженый тропой выйти опять к Малому Казыру и домой. Такой был план.
Предугадать, что и как получиться очень трудно, но мы приняли решение и в конце июля наметили выход. Конец июля, начало августа самое благополучное время для похода по этим места, уже не так много дождей, не такая высокая вода, болотины не многоводные, хотя несколько прохладнее ночи, но это пустяк. Итак, вот что у нас получилось.

Выехали мы из Белова электричкой до Новокузнецка, а вечером из Новокузнецка поехали на абаканском поезде до Лужбы. Не в первый раз организовали ночевку на дамбе.

1 день. От переправы в поселке Амзас привычным путем пошли в сторону Малого Казыра. На стоянку встали на перевале Шорский. Сейчас в этом месте стоит приют Снежны Барс. В первый день экономили силы.OLYMPUS DIGITAL CAMERA
2 день. Спустившись с перевала шорский, вышли на Куприяновскую поляну и вдоль реки Малый Казыр пошли вверх. Наши надежды полностью оправдались. Болота были не очень грязными, мелкие грязнушки вообще высохли, так же как и мелкие ручьи, питающие Малый Казыр. Погода стояла чудная. Остановились на стоянку максимально близко к приюту Высокогорный. Малый Казыр
3 день. Вдоль ручья Высокогорный прошли вверх. Тратить время на выход к водопадам в кар Большого Зуба не стали. Довольно успешно (не замочив ног) переправились через ручей Высокогорный и поднялись до скалки, что на подъеме на перевал Малого Зуба. Есть там очень ровная и довольно большая полянка, правда не очень удобно ходить за водой. перевал Малого Зуба
4 день. Прошли перевал Малого Зуба. Спустившись до наших любимых кедрачей, встали на стоянку. Вечером на совете решили завтра отдохнуть.
5 день. Дневка. Она была необходима, чтобы сделать вылазку на Малый Зуб и сверху еще раз посмотреть на наш путь. Кроме того, соорудили баньку. Отдохнули, набрались сил.Малый Зуб
6 день. Пошли без тропы. В общем, по этим местам достаточно легко идти без тропы, нет бурелома, только надо соблюдать осторожность, так как есть камни и валежины, заросшие мхом и травой. Поднявшись на первую подошву от Малого Зуба, пришлось спускаться немного вниз и искать переправу через небольшой, но довольно бурный ручей. На другой стороне ручья обнаружили узкую тропинку. Маловероятно, что она хожена людьми. Вероятно звериная, но она нам хорошо помогла. Однако пришлось уйти с нее, так как наш путь лежал в другом направлении. Выбрав более приемлемый по крутизне подъем, стали забираться на сам водораздел. К обеду мы прошли половину намеченного пути, в общем благополучно. Сверившись с картой, понимая, что мы идем верно, неожиданно мы вышли к озеру, которого нет на карте. Стоять на берегу этого озера невозможно, так как сплошные камни. А о стоянке уже пора было подумать, день клонился к вечеру. Поднявшись на склон, мы обнаружили, что озеро, к которому мы планировали выйти далеко внизу и спуск невозможно крутой. Пошли вдоль озера по верху. Самое неприятное, что мы не знали, где встать на стоянку, так как нужно было найти воду, а ручья поблизости не видно и не слышно. Выйдя к курумной реке, я как руководитель и еще один молодой человек пошли искать воду. Как же мы радовались, когда после полутора часов поисков мы нашли малюсенький ручеек на поверхности. Сбегали за оставшейся группой. Палатки ставили уже практически в темноте.
7 день. Утром обнаружили, что стоим на звериной тропе. Отчетливо видны следы копыт. Вероятно, козы ходят к озеру на водопой. Место действительно заповедное. Дров так много, что рубить не надо, буквально отошел на полметра и ломай сухие ветки. Тишина невероятная и такая благодать!!! Даже уходить не хотелось. Но план есть план и мы уже довольно поздно выдвинулись. Предстоял спуск к озеру, куда мы не дошли вчера. И опять, многократные вылазки на разведку, прежде чем вести группу. Однако нам опять повезло, и мы нашли козью тропинку, змейкой спускающуюся к озеру. Места невероятно красивые!!! Озеро практически правильной круглой формы. Обойдя его по краю, опять таки нашли какую-то тропку и очень были удивлены, когда вышли наверно к приюту, но очень уж скрытому от глаз туристов. На приюте никого не было. На другой день планировали идти на Верхний Зуб. Верхний Зуб
8 день. РАЗОЧАРОВАНИЕ. Утром все вершины были в облаках, довольно плотных. До этого дня погода нам благоволила. Думали, что делать? Ждать или идти. Приняли решение идти, предстояло еще подняться на перевал Ромазиновский. А он хоть и невысокий, но непростой. Уже во второй половине дня поднявшись на перевал, мы поняли, что облака разошлись, но идти траверсом уже поздно. Ночевать на перевале плохо, ветер. Стали спускаться в долину Малого Казырадолин Малого Казыра
9 и 10 день. Просто стояли на месте. Отдыхали, собирали чернику. Возвращаться назад и идти на Верхний уже не было желания. Сбегали на выход на перевал Караташский. Завтра выдвигаемся домой.перевал Караташский
11 день. Рано утром стали собирать лагерь. Небо хмурилось. Но успели выйти до дождя. Нас он застал уже в пути. Так как рюкзаки уже были довольно легкими, практически без остановок мы спускались вниз в долину. Дождь усиливался, и останавливаться вообще не хотелось. Добежав до Куприяновской поляны, немного согрелись теплым чаем. Был соблазн остаться на приюте на ночевку, так как дождь уже просто лил как из ведра. Но мысли о том, что завтра может быть такая же мокрая погода, погнали нас дольше. Куприяновская полянаИтак, мы к вечеру вышли к поселку Амзас. Нас переправили. Уже на дамбе мы расположились на ночевку, чтобы рано утром уехать на абаканском поезде до Новокузнецка. Вот и закончился наш поход. К большому сожалению, не удалось осуществить часть плана. Будет повод вернуться!