Народы севера Сибири

На самом севере российской Сибири на исконных территориях своих предков проживают несколько малочисленных коренных народов, ненцы и манси, нганасаны и ханты, долганы и эвенки, селькупы и якуты, сохраняющие традиционный уклад хозяйства и собственные промыслы. Каждый из этих народов имеет свою этническую идентичность, самобытную культуру и верования, ощущение принадлежности к родному этносу. 

Ненцы

На просторах Ямала, Гыданского полуострова и западной части Таймыра в суровой тундре в сверхэкстремальных климатических условиях издавна проживает самодийский народ ненцы. Это самый многочисленный из северных народов, насчитывающий 44 640 человек. Самоназвание этноса «ненэч» или «ненэй» означает «настоящий человек». 

На территории страны этот народ образует два автономных округа, являясь в них титульным этносом – Ненецкий и соответственно Ямало-Ненецкий. Титульной народностью они представлены также в Долгано-Ненецком районе в Красноярском крае. Занимается народ крупностадным разведением оленей в суровой сибирской тундре. На Ямале ненцы содержат до 500 тыс. голов оленей, кочуют с ними в течение всего года, живут в конических чумах «мя». 

Этнос издавна по образу жизни и языку делится на тундровых оленеводов и лесных ненцев, среди них тундровые представляют собой абсолютное большинство. Лесных ненцев насчитывается до 1,5 тысяч, проживающих в бассейнах крупных северных рек Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО и ХМАО. Также ненцы традиционно делятся на две этнические группы фратрии: Вануйта и Харючи. 

Исследователи Севера всегда описывали ненцев как коренастых большеголовых людей с уплощенным лицом землистого цвета, курносым и широким у основания носом. Их неоднократно упоминали в путевых записях как искусных оленеводов и охотников, поклоняющихся деревянным идолам.

Представители этноса не страдают цингой, благодаря полноценному, богатому витаминами питанию соленым оленьим мясом строганиной в сыром, вяленом, жареном и копченом виде, свежими потрохами и кровью оленей. Деликатесами являются сычуг, язык и сердце животного. Едят они говядину и в южных областях проживания свинину, едят также мясо морского зверя, свежую и вареную рыбу сига, нельму, щуку. Предпочитают ржаной хлеб, макароны, рис, чай, морс и компот из северных ягод. 

Ханты 

На большой территории правобережья среднего и нижнего течения Оби в основном в ХМАО проживает малочисленный угорский народ ханты. Самоназвание этноса «хантэ» или «хандэ» означает дословно «человек», часто называют себя «ас хоят» или «обскими людьми». Всего на исконных территориях предков проживает сегодня 28 678 представителей угро-финской народности хантов. 

Предки современных хантов пришли в места проживания низовьев Оби с юга в конце I тыс. н. э, быстро расселились и освоили обширные территории, смешивались с местными угорскими племенами и прошли сложный путь этногенеза. Он в основном отразился в усть-полуйской самобытной археологической культуре. 

Исследователи Сибири описывали хантов как людей среднего роста с черным прямым волосом, смуглой кожей и темными глазами, плосковатым лицом, толстыми губами, выдающимися широкими скулами и вздернутым носом. Женщины маленького роста с более ярким монголоидными чертами, чем мужчины. 

Жизнь и быт хантов не меняется столетиями, они занимаются традиционными видами деятельности своих предков, рыболовством на северных богатых рыбой реках, охотой в сибирской тайге и разведением оленей. Издавна у хантов существует поклонение духам тайги, водоемов, сакральных мест, традиционный шаманизм, многие ханты с XVI века крещены в православных. 

Манси

В левобережье нижнего течения Оби компактно проживают ближайшие родственники хантов малочисленный этнос манси. Всего здесь проживает 12 269 человек. Слово «манси» обозначает «человек, мужчина», издавна их часто называют вогулами. 

Их родной язык входит в уральскую языковую семью, относится к обско-угорской группе. В него входят самостоятельные диалекты вагильский и пелымский, кондинский и целая лозьвинская группа, на самобытном сосьвинском из диалектов был основан национальный литературный мансийский язык. В 1931 году советские лингвисты создали мансийское национальное письмо на основе латиницы, в 1937 году соответственно на основе букв русского алфавита.

Народность исторически сложилась постепенным слиянием угорских народов, пришедших из южных степей и уральских племен. Среди манси существуют две культуры, среди них есть охотники из тайги и южные кочевники-скотоводы. Издавна манси проживали на западе Уральского хребта, но с приходом русских и коми постепенно ушли в Зауралье. Новгородцы контактировали с манси еще с XI века. 

Важнейшим событием в археологическом мире стало обнаружение в горах Пермского края близ села Всеволод-Вильва так называемой Чаньвенской пещеры, которая оказалась языческим капищем вогулов. Здесь проводили важные шаманские обряды и подношения духам природы, обнаружены черепа крупных медведей со следами сильных ударов копьями и каменными большими топорами, керамика, бляшки из бронзы с рисунком стоящего на спине ящера почитаемого манси человека-лося, множество изящных украшений. 

Занимаются манси таежной охотой, оленеводством и ловлей пресноводной рыбы, язя и хариуса, осетра и налима, стерляди и нельмы, карася и плотвы, разведением скота и заимствованным у русских земледелием. Поклоняются манси духам природы, духам-покровителям, духам предков, хозяину сибирской тайги медведю, имеют самобытную богатую мифологию и оригинальный национальный фольклор. \

Долганы

В бассейне и долине Хатанги и ее притоков компактно проживает малочисленный северный тюркоязычный народ долганы. Как отдельный этнос долгане появились к началу XX века из ассимиляции местных эвенков, энцев, переселившихся с Лены и Оленека эвенков, якутов и так называемых затундренных русских крестьян. «Долган» назывался издавна один из эвенкийских родов. 

Язык долган относится к якутской группе тюркских языков, основу его составляют якутские слова, измененные влиянием эвенкийского языка. Лингвисты считают, что язык долган сформировался при распространении якутского языка среди местных эвенков. Он делится на множество диалектов и говоров, основными из них являются попигайский и хатангский, авамский, норильский и пясинский. 

Всего в бассейне Хатанги и юге Таймыра проживает сейчас 7 885 долган. Занимаются они традиционным разведением северного оленя, охотой на диких оленей, пушных зверей и ловлей рыбы. Поклоняются долганы духам природы, обожествляют силы природы, совершают шаманские обряды. 

Нганасаны

Коренными жителями восточного Таймыра является самая северная народность Евразии самодийский этнос нганасаны. Этноним «нганасан» от самодийского «нанасан» дословно означающего «человек» ввели в оборот советские лингвисты в 1930 году. 

С 1940-1960 гг. была осуществлена большая государственная программа по переходу нганасан от кочевого образа к оседлому. В это время построены поселки на исконных долганских землях Новая, Волочанка, Усть-Авам. Сегодня большинство нганасан проживает именно в них, временно уходя на кочевку в тундру.

 

Эвенки

В правобережье нижнего течения Енисея на довольно большой исторической территории компактно проживает коренной местный этнос эвенков. Сами представители народности, которых сейчас проживает здесь 38 396 человек, называют себя «эвэнкил», старинное название народности тунгусы. Отдельные этнические группы местных эвенков известны в исторической литературе, как солоны и манегры, более многочисленные бирары и орочены.

Язык эвенков ученые относят к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи, делится на диалекты и многочисленные говоры. На землях эвенков мало национальных деревень, они чаще живут в смешанных селах вместе с бурятским, якутским и русским населением. 

Если опираться на находки поселений глазковской культуры, то этнос эвенков сформировался при смешении пришлых тунгусских байкальских племен с местными восточносибирскими аборигенами. По мнению многих исследователей, эвенки берут начало от забайкальских уваней, пришедших когда-то с юга. Эвенки ощутили на себе мощное воздействие якутского этноса. 

По запискам многих исследователей Сибири эвенки отличаются особым радушием и гостеприимством к пришлым людям. Они, не задумываясь, помогут путнику во всем и будут подчевать гостя самым лучшим, что есть в доме. Но непременно, надо ответить уважением к хозяину во время угощения, если ответ путника будет недостаточно благодарным, его могут убить.

Эвенки всегда были искусными охотниками, предпочитали одиночную охоту, совместно охотились только на крупных зверей. Охотились эвенки с помощью оригинальных луков, рогатин, петель и самострелов преимущественно на мясного зверя, реже на пушных зверьков. Важнейшим видом хозяйства эвенков стало оленеводство, они использовали их чаще всего в транспортных целях, как вьючных, так и верховых. 

Селькупы

В левобережье Енисея в районе устья Нижней Тунгуски на сравнительно небольшой территории проживают селькупы. Раньше до 1930-х годов их повсеместно называли остяками или самоедами. Селькупы издавна делятся на тазовско-туруханских и нарымских. Истоки возникновения отдельного этноса селькупов ученые видят в самобытной кулайской культуре. 

Единственным национальным образованием селькупов на территории нашей страны является Красноселькупский административный район в Колпашевском районе Томской области. Язык селькупов относится к самодийским уральским языкам. Верят селькупы в духов природы, родовых духов, обожествляют силы природы. 


Loading...Loading...

Добавить комментарий