Откуда появились староверы на Алтае.

Староверы на Алтае – явление давно уже привычное и, можно сказать, традиционное. Но так было не всегда. Первые переселенцы из центральных частей России появились здесь еще в середине 17-го века.

Произошло это из-за церковного раскола. Русские крестьяне-старообрядцы жестоко преследовались, что и привело к их массовому исходу в районы горного Алтая и Сибири.
Среди приверженцев старой веры ходили списки “Путешественника”, который указывал путь в так называемое Беловодье, в которой была “мужицкая земля безо всяких чиновников и попов”.
Но и здесь не были покоя для староверов. И церковная и светская власть наказывала этих людей за их веру, а также за незаконное, что означало самовольное, переселение.

Изба староверов
Называли их по разному – раскольниками или старообрядцами, кержаками – тех, кто являлся выходцами из района реки Керженец, беглецов с Дона – чалдонами, а также каменщиками, то есть, живших “за камнем”. На Алтае староверы могли свободно отправлять свои традиционные обряды по дедовским церковным канонам, сохраняя все свои обычаи.
Семьи староверов на Алтае были очень крепкими, у них не допускались разводы, свято соблюдались древние заветы. Они не приняли ни табак, ни хмель, а также чай и картофель. Еще недавно в алтайских поселениях можно было наблюдать такую картину – раскольник мон выбрасить посуду, которая была использована для угощения постороннего. Но в этом была своя логика, ведь именно таким образом староверы избежали массовых инфекций и эпидемий.
В 1792-м году Екатерина Великая издала высочайший указ о прощении старообрядцев в связи с их побегом. Им предоставлялось право на жительство, но с одной оговоркой, они должны были выплачивать ясак, то есть, подать. Обычно это была пушнина или звериные шкуры. С 1796-го года ясак был заменен денежной податью, позже, в 1824 году – оброком. Именно с той поры староверы официально приравнялись к алтайскому населению и, в связи с этим, позже были освобождены от рекрутской повинности, от подчинения администрации, а также от горно-заводских работ и ряда других повинностей.
Благодаря староверам на Алтае были освоены значительные территории, из которых образовались целые поселения. Раскольники занимались пашенным земледелием, охотились, рыбачили, держали горные пасеки. Причем, они были настолько трудолюбивыми, что некогда необитаемые земли превратились в поистине цветущие оазисы.
Всего два поколения переселенцев сумели приспособиться к непростому климату Горного Алтая – большим перепадам температур, к скоротечному лету и долгой зиме. Постепенно Староверы на Алтае нашли оптимальный способ взаимоотношений с окружающим миром, которые позволили им существовать в полной гармонии с местной природой.
Семьи у раскольников большие, ведь родители продолжают жить совместно с детьми, а также внуками и правнуками. При этом четко распределены все домашние обязанности.
Потомки староверов по сию пору свято хранят свои правила и порядки. Так, воровство и ложь являются самыми большими грехами. Многие так и проживают в традиционных пятистенных избах. , со скромным убранством. Но икона и лампада обязательно есть в каждом доме. Дом старообрядца выделяется цветом, украшением в виде рисунков – цветы и голуби. Они очень чистоплотные, особенно в отношении своего жилища. А труд староверы считают «благим и богоугодным» делом. Свою землю они называют матерью, а их веру и жизнь можно назвать общинной.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика