Ининский мост

Каждая эпоха приводит в жизнь людей, творчество, работа которых привносит в историю развития человечества свою, порой не замечаемую сразу, маленькую засечку. Эти засечки-открытия меняли технологии, порождали новые направления в науке и исследованиях, а порой и направления развития человеческой цивилизации. Не является исключением из правила и наша страна, где одной из таких, реализованных впервые в мире, новых систем, оригинальных по своей сути, стала система двухтроссового висячего моста с фермами Гау-Журавского. Автором её был студент пятого курса института Сергей Афанасьевич Цаплин. Эта разработанная идея была его дипломной работой, на которую его вдохновила обязательная летняя практика в районе строительства на Алтае Чуйского тракта.

Ининский  мост

Судьбоносная предрешённость

В 1934 году молодой 26-летний студент, увлекавшийся разработкой теории висячих мостов, вдохновлённый открывшейся возможностью реализации собственных идей при строительстве уникальной дороги Алтая – Чуйского тракта, показал свою дипломную работу ГИС(у) Анатолию Мирюкову. Опытный инженер Мирюков был покорён изяществом и доступностью реализации предлагаемых решений конструкции моста, и он предложил осуществить строительство такого моста в достаточно сложном, в части природных условий, участке дороги, пересекающей своенравную реку Катунь у деревни Иня.

До сей поры, через Катунь переправлялись в районе Ини паромом, и переправа не обеспечивала стабильности движения, сильно завися от паводков и погодных условий. Необходимость регулярной доставки грузов в Монголию требовала надёжной и безопасной переправы через Катунь. Строительство Чуйского тракта было обозначено задачей государственного значения. Эти жизненные обстоятельства и послужили решающим фактором принятия к строительству проекта моста С. А. Цаплина.

Инициатива «наказуема» исполнением

В данном случае слово «наказуема» действительно отвечало слову взятому в кавычки, ибо желание студента и поручение Правительства страны составили именно тот симбиоз, о котором мог только мечтать молодой инженер. Руководить возведением моста был назначен сам Сергей Цаплин, он же и главным инженером этого строительства. Началом строительства был определён декабрь 1934 года. Перевал Чике-Таман очень осложнял доставку на стройплощадку техники и материалов, в связи с чем по максимуму использовались местные возможности. В окрестностях Ини отсортировывали и отбирали лучшую, высокосортную лиственницу. Заготовку и сплав леса для строительства полностью взяли на себя жители сёл Иодро, Малая Иня, Инюшка.

Для строительства моста было привлечено около 3000 заключённых Сиблага НКВД, которым была обещана амнистия при условии завершения строительства в установленный срок.

Мост построили к маю 1936 года, практически за одну зиму. Работали сутками, ночью при фонарном освещении. Канаты и те скручивали на льду Катуни при помощи автомобиля. Испытание моста проводили в апреле, пустив по мосту одновременно шесть автомашин ЗИС, загруженных до 8 тонн каждый. В эксплуатацию мост вступил 1-го мая 1936 года. Заключённые были амнистированы. Жители села праздновали окончание строительства.

Первый в мире

Ининский мост инженера С. А. Цаплина стал первым в мире двухтроссовым подвесным мостом. В США такая конструкция моста была реализована лишь через несколько лет.

Мост по настилу в длину был 142 м, пролёт над рекой составлял 100 м. Два пилона – две железобетонных качающихся рамы высотой по 21 м. Мостовые цепи перекинуты через пилоны и закреплены в специальных анкерных плитах.

Мост С. А. Цаплина не просто красив, он вполне может быть назван изящным и впечатляюще лёгким.

Ининский мост выведен из эксплуатации в конце 1970 года, после того, как был завершён строительством новый железобетонный мост.


Loading...Loading...

Добавить комментарий