Чаатасы Хакасии

Только Хакасско-Минусинская котловина имеет эти весьма своеобразные погребальные возведения, которые в археологии известны с 18-го века и были описаны передовыми учёными-исследователями того времени, такими как Д. Г. Мессершмидт, И .Г. Гмелин, П. С. Паллас и Г.Ф.Миллер. Эти учёные дали только детальные внешние описания погребальных сооружений, с зарисовкой знаков, встреченных ими на ограждающих стелах и тщательным вырисовыванием планов каждого кургана, без их раскопок и вскрытия. В дальнейшем в археологической литературе такой тип погребального сооружения был назван чаатасами. Их насчитывается на территории республики Хакассия не менее 60-ти. Эти памятники археологии чаатас разместились на обоих берегах Енисея, между реками Чёрный и Белый Июс, а также и по левым притокам Абакана и Енисея. С озёрами увязаны только два чаатаса – чаатас в Ширинском районе на озере Чёрном и в Салбыкской степи на озере Кызыл-куль с солёной водой.

chaatas

Раскопки

Первые раскопки кургана чаатас культуры были осуществлены В. В. Радловым в 1863 году. Тогда этот тип погребального сооружения ещё не носил имени “чаатас”. Этот вариант памятника выделен в самостоятельную линию лишь в 80 годы 19-го века российскими учёными А. В. Адриановым и Д. А. Клеменцом. Они, по отношению этой необычной разновидности курганов, ввели в научный оборот хакасское народное название “чаатас”. Именно так у хакасов назывались скопления курганов, достаточно часто обставленных в беспорядке по периметру основания кургана высокими, а иногда и очень высокими (до 7-ми метров) каменными столбами-менгирами. Некоторые из этих стел, как установили исследователи, использовались вторично, являясь более древними изваяниями эпохи энеолита.

Первыми научно зафиксированными раскопками кургана культуры чаатас стали раскопки кургана на Ташебинском чаатасе, проведённые под руководством А. О. Гейкеля в 1889 году и раскопки кургана в логу Джесос в 1894 году, поблизости от деревни Листвяговой экспедицией под управлением А. В. Адрианова.

chaatas1

Некоторые особенности чаатасов

Погребальные постройки, относящиеся к типу чаатаса, обыкновенно располагались вытянутыми цепочками в направлении с юга на север. Наблюдается также направленность с юго-востока на север-запад. Редко, но встречается и направленность с юго-запада на северо-восток.

Практически все чаатасы построены на территориях тахтыкских кладбищ. По факту курганы чаатас культуры не что иное, как своеобразные мавзолеи, шестигранные или квадратные. Стены выполнены сухой кладкой из плитняка. Все “жилища” мёртвых как бы повторяют формы жилищ живых – прямоугольные избы или гранёные деревянные юрты. Снаружи эти обители мёртвых ограждались камнями-менгирами, числом от 8-ми до 12-ти, устанавливаемыми в ямы через достаточно большие промежутки, повторяющими абрис подземного сооружения. Большинство менгиров покрыто выбитыми рисунками, изображающими родовые знаки – тамги, различные рисунки и эпитафии, написанные рунической енисейской письменностью. Если таковые имелись, то исполнялись они всегда только на стелах юго-востока.

На сегодняшний день чаатасы изучены совершенно не полно. Современными методами не раскопано ни одного кургана. Большая часть могил разграблена ещё в первой половине 18 века.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Яндекс.Метрика