Археология Уймонской долины

Вещественные источники, приходящие из прошлого человечества, породили историческую дисциплину именуемую археологией. Земля Алтая, раскинувшаяся на путях древних миграций народов в самом сердце Евразии, окутанная легендами и мифами, сохраняет память о временах и народах этой благословенной земли, об их традициях, взаимоотношениях, религиозных верованиях и ритуалах.

Свидетельства тысячелетий

Уймонская долина, разрезаемая вдоль Катунью, наделённая благодатным микроклиматом, стала пристанищем для человека ещё со времён каменного века. В долине, как свидетельства древнетюркской и пазырыкской культур, а это V-III век до н. э., холмятся курганы, высятся ритуальные останцы, стоят каменные бабы, лежат каменные плиты с руническими знаками, и найдены наскальные петроглифы.

Уймонская долина

Останцы — хижины горных духов

Старые люди Алтая считают что на Алтае на всём лежит святость. Святы и непонятные каменные сооружения, которые народ называет останцы-межелики. Необычность и непонятность их в том, что на участке  ровной, плоской поверхности долины вдруг вздыбливается на высоту до 20 метров каменная глыба. Геологи и назвали их останцами, а местные жители зовут их хижинами горных духов.

В 2001 году при тщательном осмотре одного из уймонских останцов обнаружилась на южном пологом склоне глубокая тропа, идущая прямолинейно от подножия к самой вершине. Удивляла жесткая привязка тропы к направлению с юга на север, которая вовсе не выглядела случайной.

На самой вершине была выложена каменная возвышенность со следами человеческого воздействия на камни. Один из лежащих камней плоский, прямоугольный, а рядом, поставленный вертикально камень с искусственной выемкой. На лежащем чуть выше камне были также обнаружены неглубокие выемки, расположенные в цепь, дугообразно относительно одна другой. Внизу, перед останцом, стоит треугольный камень, указывающий острым углом на тропу к вершине. Исследователями было сделано заключение о назначении останца, как жертвенника.

Древний художник

Каменная книга-летопись разбросала свои страницы по всей Уймонской долине. Сотни петроглифов — наскальных рисунков древних художников, выбитых на скалах и стенах пещер, обнаружены на горных хребтах, ограждающих Уймонскую долину.

Все рисунки по сюжету, по способу нанесения их на камень, значительно отличаются от петроглифов других мест нашей страны. Это именно алтайские полноценные жизненные сюжеты и животный мир. Прослеживаются различные приёмы нанесения рисунка, — от выдалбливания рисунка камнем по камню, до вырезания резцом, превосходящим по твёрдости камень-основу.

Отличаются рисунки по времени исполнения, с разделяющими промежутками в эпохи и тысячелетия.

Совершенно ясно, что никуда не исчезла задача изучения материальных свидетельств самобытной древней культуры Алтая.

 

 


Loading...Loading...

Добавить комментарий